Можно ли православным есть сосиски халяль. Могут ли православные есть халяльную еду. Список запрещенных продуктов

Владимир, Москва

Можно ли христианину употреблять халяльное или кошерное мясо?

Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос следующий. Можно ли христианину потреблять халяльное или кошерное мясо из магазинов, учитывая, что зверей убивали не совсем естественным образом? Вопрос довольно важный, поскольку где я живу, очень часто встречаются именно такие продукты. Как это согласуется с Кормчей?

Владимир, отношение к таким продуктам может быть определено нашим пониманием действий, которые делают продукты «халяльными» или «кошерными». Те или иные процедуры и обряды, которые совершаются при приготовлении этой ритуальной пищи, связаны с соответствующим вероисповеданием — исламским или иудейским. И то и другое исповедание является крайне враждебным к христианству. Любая вражда ко Христу идет от диавола. Поэтому, все предметы, которые «освящаются» в этих религиях, могут считаться для христианина ни чем иным, как идоложертвенным . А на вкушение идоложертвенного существует прямой апостольский запрет .

И ведь обратите внимание, как чётко эти продукты позиционируются. Это не просто продукты «для мусульман » или «для иудеев ». Это именно «халяльные » или «кошерные » продукты. Всему обществу предлагается «поучаствовать» в том, что для этого общества, вроде, и не важно. Предлагается вполне открыто и недвусмысленно. Всё это может напоминать истории с искушением идоложертвенными приношениями первых христиан. Поэтому, я считаю, что подобные продукты, о которых нам доподлинно известно, что над ними были совершены те или иные нехристианские ритуалы, нам принимать в пищу нельзя . Это же касается и известных «кексов Махариши », над которыми, как это прямо указывается на упаковке, производятся языческие (кришнаитские) ритуалы.

Но с другой стороны, если нам ничего не объявляется о происхождении продуктов, и мы не знаем, были ли над ними совершены те или иные ритуальные действия, то они допускаются к употреблению христианами в пищу: «Всё, продаваемое на торгу, ешьте »!

Нет, не считается. Так как я не знаю сути предположения, то отвечу подробно с вариантами.

Что такое халяль? Это просто всё разрешенное в исламе. Буквальный перевод с арабского "свободное ".

В исламе есть пищевые запреты, они сходны с запретами в иудаизме и объясняются принципиально также.

Теперь о христианстве и, в частности, православии. Несмотря на простой ответ "в христианстве пищевых ограничений нет", тут всё сложно.

Во-первых, этот вопрос встал перед апостолами, которые сами из иудеев продолжали соблюдать запреты из желания не соблазнять своих братьев, что самое главное, но которые проповедовали язычникам и язычникам пищевые запреты были непонятны. Апостолы соборно приняли решение, которое и отражено в Новом завете:

Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. (Деяния апостолов, 15:19-20)

Здесь сразу обращает на себя внимание запрещенная удавленина и кровь. О связи души, дыхания и крови откуда и появляется этот запрет (в иудаизме, а потом и в исламе) предлагаю прочитать мой вот этот ответ:

Однако даже такой ограниченный пищевой запрет сразу вызвал практический вопрос -- а как на рынке разбирать, что можно будет есть, а что нет. Апостол Павел сказал следующее, тоже соборно одобренное и потому включенное в Новый завет. Стоило бы процитировать главу полностью, но максимально сокращу. Там всё очень важно с точки зрения подхода к этим вопросам:

  • Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
  • Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
  • Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
  • ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.
  • Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
  • Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее.
  • Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
  • Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
  • Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
  • Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
  • так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
  • (1 Коринфянам, 10)

Здесь сказано и про то, что может оказаться с кровью, и про идоложертвенное.

Теперь второе -- про объявленное халялем. Оно заведомо не с кровью, не удавленное, не идоложертвенное. Оно свободное именно по этим соблюденным условиям. Мусульмане -- люди Книги, у них нет идолов, они не приносят им еду. Зарезанные на праздник бараны тоже не посвящаются идолам. Поэтому и они разрешены, тем более если вас приглашают есть и вы едите с благодарностью.

Ещё раз повторю из Нового завета.

Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?

В Великобритании все магазины, рестораны и супермаркеты продают мясо халяль . Мы можем найти его в меню школьных и больничных столовых. Его предлагают на спортивных мероприятиях. Если мы пойдем в гости к мусульманам, то мясо, которое нам предложат, скорее всего, тоже будет халяль. Сложно избежать употребления мяса халяль, тем более, что потребитель не всегда может найти достаточно информации на упаковке.

Мясо халяль приготавливается согласно правилам, установленным в исламском законе — шариате. Термин «халяль » означает «разрешенное», то есть пища халяль – это то, что шариат разрешает употреблять в пищу. Животных забивают особенным способом: кровь проливается на землю из еще живого и, обычно, находящегося в сознании животного, в это же время произносится молитва.

О вы, которые уверовали! Ешьте блага, которыми Мы вас наделили, и благодарите Аллаха, если Ему вы покланяетесь. Он ведь запретил вам только мертвечину, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото не для Аллаха ” (Коран 2: 167-168).

И не ешьте того, над чем не упомянуто имя Аллаха ” (Коран 6:121).

Традиция халяль породила серьезные вопросы среди христиан. Позволительно ли есть мясо животного, над которым произносилось имя Аллаха или праздничное жертвенное мясо? В каких случаях можно это делать, а в каких нет? Какие библейские принципы помогут принять правильное решение?

МАРКА 7:1-23 / МАТФЕЯ 15:1-20
В Евангелиях Иисус Христос учит, что ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его в глазах Бога. Человека оскверняет то, что исходит изнутри, потому что все, что исходит из уст – исходит из сердца, и подобные злые помыслы делают общение с Богом невозможным.

Учение Христа приведено в контексте спора относительно иудейских законов о пище. Эти законы запрещают иудеям есть определенную пищу и принимать ее от не иудеев, потому что они считают их «нечистыми». Но, сказав, что пища не может осквернить стоящего перед Богом, Иисус (согласно Мк. 7:19) объявил всякую пищу «чистой». Его ученики могут есть любую пищу и это не осквернит их.

1 КОРИНФЯНАМ 8–10
В этих главах апостол Павел отвечает на споры, возникшие между христианами Коринфа относительно употребления в пищу идоложертвенного. Некоторые из них утверждали, что это поклонение другим богам. Другие заявляли, что иных богов нет, и поэтому они могут свободно участвовать в языческих празднованиях, во время которых совершалось жертвоприношение идолам.

Павел соглашается с тем, что «идол в мире ничто» и пища, преподносимая им, не имеет религиозного значения. Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Богу, а значит и пища от Него и поэтому не может быть оскверненной.

Но Павел также говорит о конкретных случаях, когда нельзя употреблять в пищу идоложертвенное. Недопустимо участвовать в праздновании, если они проходят в языческом храме, так как подношение идолам на самом деле подразумевает подношение бесам, которые стоят за этим ритуалом. Вкушать пищу в подобной обстановке означает дружить с бесами.

Кроме того, есть верующие, которые считают, что неправильно есть идоложертвенное. Мы не должны отстаивать свою точку зрения, если это может стать камнем преткновения для таких христиан.

РИМЛЯНАМ 14:1 – 15:6
Здесь Павел пытается разрешить разногласие, возникшее между христианами из евреев, которые считали, что необходимо соблюдать иудейские традиции и христианами из язычников, которые утверждали, что свободны от таковых. Он убеждает тех, кто строго следует пищевым запретам не судить других, потому что все будут держать ответ перед одним Богом.

При этом Павел настаивает на том, чтобы те, кто не придерживается пищевых запретов, не презирали тех, кто соблюдает их, но были терпимы к ним и не давали повода претыкаться. На самом деле, ничто не может быть нечистым само по себе. Но если человек считает что-то нечистым, то для него это так и есть. Если, употребляя мясо, мы принуждаем других христиан делать то, что они считают неправильным, мы толкаем их к греху.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 15 И ОТКРОВЕНИЕ 2
В 15-й главе Деяний в письме иерусалимской церкви дается наставление уверовавшим из язычников в Антиохии и прочим воздерживаться от пищи, принесенной в жертву идолам. Во 2-ой главе Откровения Бог обвиняет две церкви в том, что они попустительствуют тем, кто учит других употреблять в пищу идоложертвенное.

1 ТИМОФЕЯ 4:1-5
Этот отрывок подтверждает, что все, созданное Богом — хорошо, и, что Он позволяет принимать любую пищу с благодарением всем, кто знает истину. В нем также говорится, что ничто, полученное с благодарением, не должно быть отвергнуто, потому что освящено молитвой и Словом Божьим.

ПРИНЦИП
Фоном для высказываний Иисуса были иудейские религиозные предписания. Он заложил принцип, согласно которому не пища оскверняет человека, а то, что внутри него самого. Таким образом, Он выступил против иудейской традиции различать пищу по религиозному признаку. Иисус Христос утверждает, что пища сама по себе не является негодной.

Павел подтверждает это в контексте язычества. Обычно мясо животного, убитого во время жертвоприношения в храме, поступало в открытую продажу на рынке и его мог купить кто угодно. И снова, Павел подтверждает принцип, что любая пища пригодна к употреблению.

ПРАКТИКА
Однако существуют ситуации, когда мы должны для себя решить, как применять этот принцип на практике. Одной из таких ситуаций может быть идолопоклонство. Хотя идолы сами по себе не значат ничего, но за ними стоят демонические силы. Таким образом, христиане должны избегать участия в таких мероприятиях и не употреблять пищу в этом случае.

Другим случаем может стать присутствие за столом христианина, который следует традиции не есть мяса, которое было посвящено идолам. Нужно уважать братьев и сестер, которые имеют подобные проблемы, и воздерживаться от подобной пищи в их присутствии.

По мнению Павла, в гостях допускается употребление мяса, если его происхождение неизвестно. Однако если становится известным, что мясо идоложертвенное, необходимо воздержаться от пищи, принимая в внимание приверженность хозяина (1 Кор. 10:27-29). Если человек предупреждает нас о происхождении мяса, следовательно, хочет, чтобы мы воздерживались.

Нехристианин может попытаться склонить нас на свою сторону, предложив идоложертвенное мясо, с тем, чтобы мы участвовали именно в жертвоприношении. В 15-й главе Деяний и 2-ой главе Откровения указаны ограничения относительно употребления идоложертвенного мяса и обвиняются церкви, поощряющие такую практику.

Существуют две основные проблемы в отношении пищи халяль . Первая заключается в способе умерщвления и вызывает спор по поводу того, что убиваемое животное терпит ненужные страдания. Вторая проблема заключается в молитве, которую произносят над забиваемым животным: это может быть бисмиллях (во имя Аллаха) или шахада (нет бога кроме Аллаха, а Мухаммад – его посланник). Это и есть религиозный аспект того, что делает обыкновенное мясо халялным . Кроме того, халяль – это неотъемлемая часть исламского закона шариата.

Вольно или нет, крупные сетевые супермаркеты учитывают отношение шариата к мясной продукции. В результате большую часть мяса, употребляемого в Великобритании и многих западных странах, получают из животных, забиваемых жестоким способом с прочтением над ними молитвы в соответствии с исламским законом. Можно ли его в таком случае есть? Повторяю, принцип в том, что любая пища пригодна. Если она освящена благодарственной молитвой христианина, то нет никакой причины для христианина не есть ее. Именно так решается эта проблема во многих мусульманских странах, где в магазинах доступно только мясо халяль.

Однако, вопрос о пище не может быть отделен от контекста, в котором он возникает. Отвергая иудейские пищевые постановления, можем ли мы, христиане, принимать исламский закон? Производство продукции халяль является частью процесса исламизации, в рамках которого некоторые мусульмане стараются распространить требования исламского закона не только на своих приверженцев, но и на все остальное общество. Должны ли мы как христиане или другие не мусульмане смерится с диктатурой исламского закона, который уже прочно внедрен в британскую пищевую промышленность и сетевые супермаркеты? Вполне можно говорить о том, что христиане и другие не мусульмане, употребляя мясо халал, способствуют дава (исламская миссия), исламизации общества и господству исламского закона.

Есть и другой фактор, требующий внимание – участие в мусульманском праздновании Курбан-байрам. Это праздник основан на истории из Корана о готовности Авраама исполнить волю Аллаха и принести в жертву Измаила. Коран говорит, что Аллах «потребовал выкуп в виде драгоценной жертвы» (Коран 37:100-107). Это кровавое жертвоприношение, хотя многие современные мусульмане не признают это. Разве позволительно христианам есть мясо, являющееся жертвой крови? Некоторые, конечно, сочтут это празднование сугубо общественным событием, но нельзя забывать основную его причину и почему забиваемому животному оказывается такое внимание. В некоторых мусульманских странах, христиане воздерживаются от мяса, предлагаемого после этого празднования.

В то время как большинство христиан считают, что вкушать мясо халяль в принципе неверно, контекст, в котором это предлагается, должен делать нас осмотрительными в выборе.

Д-р Патрик Сукдео
Международный директор Фонда Варнава

В Евангелиях нет ни одной заповеди о том, что же запрещено вкушать ученикам Христа, а что разрешается. И это выглядит для знающих Писание очень странным, потому что, скажем, 11 глава книги Левит целиком посвящена тому, что можно было употреблять в пишу ветхозаветному народу, а чего нельзя. Почему же Евангелие молчит о такой, казалось бы, важнейшей для человека теме?

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.
Душа не больше ли пищи, и тело одежды? (Матф. 6, 25)

Ведь каждому человеку нужно вкушать какую-то пищу, мы все это делаем каждый день, даже по нескольку раз за день. Это вынудило немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха в письме Я. Молешотту бросить яркую фразу «Человек есть то, что он ест»! Правда некоторые приписывают ее Пифагору, но древний мыслитель был настолько таинственной фигурой, что фраз от него осталось много, но достоверность их вызывает сомнения.

Однако сильно сказано: «Человек есть то, что он ест»! Впрочем, и Я. Молешотт не остался в долгу и бросил, как говорят, другое хлесткое выражение «Мозг выделяет мысль, как печень желчь», - а может, это был его соратник по вульгарному материализму Карл Фохт. Это не меняет дела, но отражает материалистическое отношение к человеку как к животному. Пусть и умному. А у животного нет сознательных пищевых запретов: оно ест инстинктивно, удовлетворяя потребность организма в питательных веществах. Человек же непрестанно в своей культуре старается преодолеть в себе животное начало. Вся религия и вся культура своими обычаями как мы вопиет: «Я не зверь, я не жру - я вкушаю пишу, трапезничаю! Я не животное, я не справляю нужду под ближайшим кустиком или деревом, я устраиваю культурные отхожие места! Я не животина какая-нибудь, покрытая шерстью, я одеваюсь, облачаюсь одеждой, украшаю ей себя, отражая тем самым своё отличие, свою культуру!»

А потому религиозные пищевые запреты - одни из древнейших запретов, известных нам в историческую эпоху. Запрещая себе вкушать какую-либо пищу, человек тем самым утверждал, что он способен преодолеть в себе животное начало ради какой-то высокой идеи: как правило - религиозной. Пищевые запреты существовали у жрецов в Древнем Египте, у пифагорейцев в Древней Греции, у аскетов Древней Индии, у персидских зороастрийцев.

Строгое разделение животных на чистых (мясо которых разрешено было употреблять в пищу) и нечистых (запрещенных к вкушению) существовало и в Ветхом Завете: «вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле… » . И далее следуют признаки данных животных. Далее перечисляются животные, запрещенные к вкушению, и говорится: «мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Лев. 11; 2, 8) . По какой причине Бог в Ветхом Завете установил пищевые ограничения?

Святитель Иоанн Златоуст прямо указывал, что Бог не сотворил ничего злого или нечистого, но сама природа человека способствовала такому разделению. Святитель Фотий Константинопольский указывает на то, что это различение носило исторический характер и было дано для пресечения идолопоклонства. Святой Константин (Кирилл), просветитель славян, считал, что такой запрет имел целью прежде всего воздержание от утучняющей пищи. «О том, как вредно для вас объедение, – говорит святой Кирилл, – об этом написано: «и утучнел Израиль… и оставил он Бога» (Втор. 32, 15). Святые отцы указывают, что в самой природе нет чего-то нечистого, но это разделение для Ветхого Завета имело дидактически-нравственное значение. Вообще ветхозаветный закон, по апостолу Павлу, был детоводителем ко Христу (Гал. 3, 24). Поскольку многие ветхозаветные установления подчинялись этой педагогической цели, то с исполнением древних пророчеств и прообразов в Завете Новом возник вопрос: а следует ли новокрещенным христианам соблюдать прообразовательные и дидактические постановления, когда во Христе воссияла Сама Истина.

А потому апостолы на своем Первом соборе, одним из главных вопросов на котором было соблюдение закона и в том числе ветхозаветных пищевых запретов, постановили, что для новообращенных из язычников нет необходимости в соблюдении строгих ограничений. Апостол Иаков, брат Господень, сам строгий исполнитель Моисеева закона, утвердил это решение своим словом: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (Деян. 15, 19-20).

«Пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия»

Итак, раз наша вера состоит в том, что благой и человеколюбивый Бог сотворил всё мироздание, и, по слову Библии о животном и растительном мире, «увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 12), то значит, и пищевые запреты не носят сущностного характера, а нужны нам для нравственного усовершенствования, здоровья и благополучия. Поэтому неправильно ставить вопрос так: чего нельзя есть православным? Апостол Павел ведь не в шутку сказал Коринфским христианам: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6, 12-14). Поэтому в православии нет пищевых запретов, есть добровольно исполняемые христианами ограничения в пище, определяемые Уставом (Типиконом). Если христианин считает себя членом Церкви Христовой, он вместе с Церковью и соблюдает воздержание в пище: не ест скоромное (мясную и молочную пищу) в среды и пятницы всего года, а также в четыре многодневных поста, особенно же в Великий Пост, который есть путь к Пасхе Христовой спасительной. Ограничивая себя в пище, мы вспоминаем о бренности своей земной природы, смиряемся, испытывая голод. Но цель поста не диетическая, а литургическая.

Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Человек - существо алчущее. Но алчет он Бога. Всякое «алкание», всякая жажда, суть алкание и жажда Бога. Разумеется, в этом мире алчет не только человек. Все существующее, вся тварь, живет «питанием» и зависимостью от него. Но единственность человека во Вселенной в том, что ему одному дано благодарить и благословлять Бога за дарованные Им пищу и жизнь. Только человек способен и призван на Божие благословление ответить своим благословлением, и в этом - царское достоинство человека, призвание и назначение быть царем Божьего творения…» («За жизнь мира»). А потому высшая точка в человеческом поиске Бога - Литургия, Евхаристия (Благодарение). Хлеб и вино приносятся Богу и, приняв благословение Божие, становятся для нас не пищей земной, но Хлебом, сшедшим с Небес, Телом и Кровью Христовой (Ин. 6, 51). Вот почему Церковью установлен евхаристический пост перед Причастием: не потому, что тут нужна медицинская диета, но потому, что величие Таинства побуждает нас к тому, чтобы Святое Причастие было первым вкушением пищи в этот день.

Если мы осознаем литургический смысл поста , т.е. пост как дар грешному человеку для исправления, для усовершенствования в молитве (ведь не случайно говорят, что «сытое брюхо к молитве глухо»), то мы избежим двух крайностей: отношения к посту как к ритуальному ограничению, подобно ветхозаветной заповеди о «нечистом», и, с другой стороны, легковесного попустительства, когда по малодушию мы «выпрашиваем» у священника разрешение на всяческие постовые послабления, а то и сами себе разрешаем скоромное в пост.

В первом случае мы рискуем впасть в наиглупейшее осуждение ближних: мол «мы чистые и светленькие, так как постимся, а эти грешники оскверняют себя, вкушая непостное». Забываем мы в таком случае наставление апостола Павла, читаемое нам перед Великим Постом «едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8, 8) . То есть пост – это пахота: пахотой не получишь урожая. Надо еще посеять семена духовной жизни. А вот осуждая ближних, мы много вредим и прежде всего вредим своей душе.

Во-втором же случае, не заботясь о посте как «необязательном обычае», мы сеем на каменистую, непаханную почву. Много ли плодов духовных получим мы в таком случае? Будет ли нам Пасха в радость духовную, если мы перед тем не потрудились над собой в меру наших сил?

Прошу извинить меня за такое длинное введение, но оно необходимо, чтобы понять простую вещь: в православии не может быть ритуальной «чистой» пищи, подобно описанной в 11 главе книги Левит, или предписаний, подобных предписаниям нехристианских религий: иудейского «кашрута», исламского «халяля», кришнаитского «прасада». Не может быть и соответствующих запрещений «нечистой» пищи, кроме определенных Апостольским собором.

Это, однако, не означает, что православным можно вкушать любую вредную для здоровья пищу. Да, святые, покрываемые особой защитой Божией, вкушали и ядовитую пищу и оставались живы. Но это были чудесные случаи, посылаемые Богом в помощь пламенным проповедникам Христа, для уверения неверующих. Нет необходимости есть пищу испорченную, приобретать некачественные продукты, когда существуют возможность выбора. Для этого нам и дан разум: для различения полезного и неполезного.

И тут въедливые знатоки могут заметить: ведь дозволенная иудеям «кошерная» пища, а также мусульманский «халяль» (что по сути очень похоже) отличается нередко отменным качеством. Так, за забоем кошерного скота следит иудейских раввин, отбирая только качественных животных, следя за тем, чтобы животное было быстро забито и т.д. Поэтому, кстати, в кошерных магазинах продукты стоят заметно выше, чем в обычных. Так же и халяльная пища для мусульман подвергается особому отбору. Может, ее стоит покупать и есть: она ведь полезнее? Возникает и другой вопрос: а можно ли вкушать православным пищу, приготовленную по иудейским или мусульманским ритуалам?

Здесь я выскажу уже сугубо личное мнение. Еврейский «кашрут» и исламский «халяль» не является идоложертвенной пищей. Это просто заплутавшие во времени, потерявшие изначальный смысл древние пищевые разрешения и ограничения. Я думаю, нет какого-то специального запрета на ее вкушение (я сейчас не имею в виду специальную ритуальную пищу еврейского Песаха – мацу или ритуально забитого барана на Курбан-байрам: здесь вопрос сложнее, и я не готов его прокомментировать). Но в стремлении покупать эту пищу есть духовная опасность незаметно склониться к тому, что мол «а не стоит ли присмотреться к религии, у которой такая полезная пища». Правда проблемка эта для нас скорее носит умозрительный характер: ну нет вокруг нас массы специализированных еврейских или исламских магазинов, чтобы об этом сильно беспокоиться. Но всё же для того, чтобы и православно идентифицирующие себя наши граждане могли покупать качественные продукты, можно было бы организовать продажу товаров монастырских подворий. Не надо только придавать этому какое-то религиозное значение. Акции по продаже монастырских товаров на рынке по сути мало чем будут отличаться от недавних акций по продаже товаров из союзной Белоруссии: немного дороже, зато качественней. Да и преграду крупных ритейлеров на пути подсобных хозяйств к рынку преодолевать надо. Но покупать в магазине можно любой продукт. Более того… скажу страшную вещь: даже в Макдональдс ходить можно (но, на мой взгляд не нужно).

А вот с кришнаитской вегетарианской едой «прасадом» ситуация сложнее. Ее есть не надо: насколько я себе представляю, это – идоложервенное, потому что кришнаитскую пищу «предлагают» Кришне – богу индуистского пантеона. Только после этого она подается адептам этого неоиндуистского культа. Потому я бы не советовал православным ходить в вегетарианские столовые, если они организованы индуистами. Нет ничего плохого в вегетарианстве как диете, но если оно носит ритуальных характер, то мы себя низводим с высочайшего духовного уровня, заданного литургической Жертвой, на уровень ветхозаветного закона или предветхозаветного язычества. А этого делать не следует.

Не следует и самим православным восстанавливать законодательно-ритуальные пищевые запреты, маркируя продукцию «православный продукт». Если мы стоим в магазине по полчаса, читая мелким шрифтом состав на пачке печенья: «а нет ли там молочного?», - чтобы взять печенье на пост, то в этом есть что-то несуразное. Если печенье жирное и вкусное - то вряд ли оно соответствует цели православного поста. Если же это сухие галеты, то большая ли беда, что в них добавлена молочная сыворотка? Таково моё мнение. Поэтому я в магазине под лупой состав не читаю. Впрочем, и в образчики для усердно постящихся я не гожусь. Главное не забывать, что пищевой пост в православии - всего лишь часть общего богослужебного устава и в отрыве от него имеет мало духовного смысла сам по себе. И не надо забывать, что нет какой-то особой «православной» пищи. «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех» (Рим. 14, 23).

Вконтакте

Спрашивает: Читатель сайта, Москва

Отвечает: протоиерей Николай Дьяков

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли православному христианину употреблять в пищу продукцию халяль, свинину, кровяные колбаски, мясо собаки, голубей, некоторых насекомых, которых готовят в азиатских странах, например тараканов? Спасибо.


Здравствуйте, уважаемый читатель!

Продукцию халяль христианину есть однозначно можно, так как халяль есть, ничто иное как, заклание животного по мусульманскому обряду (выпускание крови). Идоложертвенным такой способ готовки мяса не является, а значит и мы можем смело употреблять в пищу.

Мы можем употреблять в пищу мясо любого животного и даже насекомого. Иоанн Креститель в пустыне питался саранчой см.: Мк.1:6, Апостолу Петру было ведение от Бога, в котором предлагалось вкусить «нечистых», согласно Ветхому Завету, животных, со словами: »что Бог очистил, того не почитай нечистым!» (Деян.:10:15). Святитель Василий Великий пишет: »Некто обещался воздерживаться от свиного мяса: он смешен, потому что делает зарок и обещание нерассудительно, ибо никое создание Божие отметено, с благодарением приемлемо (1 Тим. 4, 4). Итак, должно простить ему употребление мяса, от которого он обещался воздерживаться, но с тем вместе научить его не делать нерассудительных обетов Богу.» (Второе канон. послание В.В. к Амфилохию)


Вернуться к списку вопросов Найти ответ Задать свой вопрос

На этой странице сайта Вы можете задать любой вопрос, связанный с Православием или Казанской епархией. Обращаем Ваше внимание на то, что редакция сайта не считает обязательным давать ответы на вопросы, носящие провокационный характер. Необходимо также помнить, что вопросы личного, духовного характера, лучше решать в непосредственном общении со священником.

На вопросы отвечают священнослужители Татарстанской митрополии. Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Loading...Loading...