Лвз кристалл. Завод «Кристалл» — творческий кластер на водочной фабрике

Впервые о ликеро-водочном заводе «Кристалл» как об очередном пространстве, откуда вывезли станки и собираются завозить культуру с малым бизнесом, заговорили, когда в нем состоялся последний летний фудмаркет Stay Hungry Backyard , который до того уже отметился в знаковых промзонах - на Даниловской мануфактуре, где располагается «Афиша», и в «Красной Розе», где базируется «Яндекс». Для всех желающих тогда проводились экскурсии по кристалловской территории с рассказом о том, что скоро здесь будет обустроена самодостаточная экосистема с лофтами, офисами творческих компаний, мастерскими, шоурумами и всеми остальными атрибутами идеальной коммуны вплоть до детских садов и прачечных.

Москва уже набила руку на проектах по возвращению индустриальных пространств народу, ближайший пример - Artplay через реку от «Кристалла». Самое существенное отличие московского переосмысления заводов и фабрик от западной джентрификации заключается в том, что у нас совсем неразвито самоуправление, небольшие компании не умеют договариваться, чтобы действовать сообща, и новая жизнь у промзон возникает исключительно по велению девелоперских компаний. А ими движет единственная мотивация - заработать. Сейчас к тому же, пока валюта растет, схлопывается малый бизнес и лихорадит арендный рынок, правила реконструкции фабрик в очередной раз поменялись. Так что людям, взявшимся за переоснащение «Кристалла», придется запастись терпением и проявить изобретательность.

Вот ролик со Stay Hungry, демонстрирующий возможности завода «Кристалл». Видео: Митя Ланглебен

Команда

Возможность перерождения у самой знаменитой водочной фабрики России появилась благодаря тому, что за него взялась компания Krays, пока что замеченная в строительстве конвенционального жилья и торговых центров в регионах. Предполагают , что инициаторами выступили структуры Аркадия Ротенберга, чьи люди занимаются управлением «Кристаллом». Покорять столицу Krays начали, перетянув в свой проект сильную маркетинговую и продюсерскую команду.

Ее руководитель - Алекс Столярик, за плечами которого Гарвард и MIT, директор образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», занимавшийся развитием Никола-Ленивца, а еще раньше бывший генеральным директором фирмы, строившей «Афимолл». За маркетинг отвечает Анна Манюк - правая рука Олега Гончарова, бывшего руководителя дизайн-завода «Флакон», который теперь работает в «Архполисе» Максима Ноготкова и также работает с Никола-Ленивцем. «Флакон» тут ключевой ориентир: в отличие от «Винзавода», где галереи погрязли в коммунальных склоках, на «Флаконе» воплотилась идея кластера, как в Берлине, где концепция развития была прописана изначально, и арендаторы участвовали в ее реализации, а не только носили квартплату хозяевам. С «Флакона» же на «Кристалл» переманили директора по административно-экплуатационной части Тимура Болотова.

Сейчас, впрочем, перед командой стоит задача совсем иного уровня, чем наполнение квартала уютными лавочками с фалафелем и фестивалями, на которых продают китайские очки и войлочные бусы. Территория «Кристалла» - 9 гектаров, это почти четыре «Флакона» в трех минутах на машине от Садового кольца, причем на 2,5 гектара предполагается новая застройка.

Фотография: Варвара Геворгизова

Архитектурный проект и девелопмент

Пока застройка «Кристалла» на долгосрочном согласовании с властями, над его ядром - исторической частью - работает архитектурное бюро Map Architects во главе с Александром Порошкиным . Из реализованных им проектов - территория перед торговым центром Roomer на «Автозаводской» и благоустройство «Порт плаза», нового бизнес-комплекса с портом на ЗИЛе. Суть архитектурной концепции «Кристалла» - в совмещении исторической застройки с современным строительством. Тут в пример ставится «Фабрика Станиславского» на месте завода «Электропровод», где соседствуют бизнес-центр и театр «Студия театрального искусства» Сергея Женовача. При застройке планируется использовать кирпич, металл, дерево - все те материалы, которые ассоциируются с промышленной эстетикой XIX века.

«Стоит также помнить, что это водочный завод, - рассказывает Порошкин, - смысловая составляющая его достаточно сильная, плюс сохранились артефакты в виде бочек или «водкопровода» - по нему можно пройти через все здания и вернуться туда же, откуда пришел. Мы хотим сохранить эту историю и дополнить». «Наша задача, как людей, понимающих значение творческой инфраструктуры, - добавляет архитектор, - показать, что необходим баланс между коммерческой эффективностью и культурной наполненностью». Кстати, насчет водки: на территории существует и никуда отсюда не денется Музей истории водки , где помимо коллекционных бутылок и непременного чучела медведя с подносом можно посмотреть и на дореволюционное производство.

Главное здание, где до весны планируется проводить выставки, в дальнейшем будет нарезано на жилые лофты, в соседних помещениях заработают мастерские. Проект освоения общественных пространств - входной зоны, террас у лофтов, внутренних двориков, садов и огородов - пока не сформирован. Самое энергетически сильное место на территории фабрики, где как раз проводился Stay Hungry Backyard, - это заброшенная железнодорожная станция и заросшие быльем рельсы. Она разделяет исторические корпуса с ангарами, на месте которых вырастет новое жилье, и по ощущениям напоминает нечто среднее между пейзажем из вестерна и Хай-Лайном . «Есть идеи связать эту ветку с прилегающими территориями, - рассказывает Алекс Столярик, - построить мост через Яузу, пустить трамвай к Artplay и к «Курской». Пока это все только на уровне задумок, но этот кусок юго-восточного округа определенно требует переосмысления. Здесь же напротив Андрей Гринев собирается развивать «Арт-квартал» , тут и парк 1 Мая есть, и парк «Лефортово». В программе «Новые лидеры территориального развития» в этом году «Кристалл» рассматривают как ключевой кейс, студенты «Британки» выстроились в очередь к Столярику со своими идеями - завод явно обеспечит архитектурно-урбанистическую общественность задачами на годы вперед.


Концепция культурного кластера

«Работая над «Флаконом», мы поняли, что такое творческая территория, которая является чем-то большим, чем просто объект недвижимости, - делится впечатлениями Анна Манюк, - мы выстроили несколько смысловых уровней проекта, сделав «Флакон» лабораторией эксперимента для города, для молодых творческих бизнесов, которые способны самостоятельно создавать свои пространства для работы и отдыха. Например, журнал Seasons, у которого офис на «Флаконе», на своих «Дизайн-субботниках» озеленил территорию, а весной такой же субботник они будут проводить уже на «Кристалле». Здесь мы хотим создать полноценный прототип самообеспечивающейся экономики. Конечно, мы не будем разводить коров и сажать злаки, но предполагается, что все жизненные потребности горожан - в красивых вещах, хорошем досуге, образовании детей, спорте и культуре - будут реализованы на «Кристалле».

«Мы говорим «город Кристалл», - заявляет Столярик, - потому что будем делать здесь настоящий городской форум с внутренней системой принятия решений и обменом продукцией между людьми. Часть средств с аренды мы будем реинвестировать в территорию, думаем о налаживании импортно-экспортных отношений с «Флаконом», Artplay и «Электрозаводом». О том, чтобы создать особую экономическую зону для проживающих. Есть даже сверхидея добиться налоговых послаблений, если нам удастся создать бренд Made in Kristall.

Лофтами в промзонах как таковых уже никого не удивишь - они есть на той же Даниловской мануфактуре. Но вокруг них кроме парковки, офисов и пары сетевых кафешек только бетон и пара газонов. У служащих с этими пространствами устанавливается такая же эмоциональная связь, как с офисными центрами в самых навороченных новостройках, - это просто место работы. В «Кристалле» предполагается, что жители будущих лофтов, новых более бюджетных домов и резиденты мастерских, творческих офисов и кафешек - одни и те же люди, которые сами вкладываются в развитие своей территории. «Если сравнивать с аналогичными проектами в недвижимости, то есть такой микрогород «В лесу» , - рассказывает Манюк, - там жители квартир могут с дисконтом купить коммерческие площади на первых этажах и открыть свои булочные, йога-студии и ветеринарные клиники. Мы исповедуем похожий подход, только «В лесу» находится на 7-м километре Пятницкого шоссе, а мы - внутри Третьего кольца».


Что и когда

Производство было вывезено с «Кристалла» только в апреле 2013 года - по распоряжению городских властей вся промышленность должна переехать за МКАД, но в некоторых цехах еще остались старые цистерны и прочий реквизит. Летом на территории завода, если прислушаться, можно было уловить призрачный запах водки. Кто-то из ликеро-водочных работников перебрался в область, кто-то не захотел, но, что принципиально, всему персоналу, обслуживающему завод, сохранили рабочие места. Пока что на «Кристалле» сохраняется пропускная система, во время проведения публичных мероприятий всех пускают свободно, а в скором времени охрана перейдет в режим видеонаблюдения.

Вторым большим проектом после Stay Hungry на «Кристалле» стала выставка «MediaNovation», открытая 1 ноября. Молодые художники - Елена Рыкова, Алексей Дьяков, Владлена Громова, Грета Демарис (большинство имен вам ничего не скажет) - представляют арт-объекты с использованием новых технологий: ручное цунами, микроскопическая съемка и более абстрактные произведения вроде «Улыбки сверхсущества». Экспонаты выставки расположились прямо в одном из производственных цехов - с белым кафелем на несущих колоннах и множеством коммуникаций на потолке. В канун открытия выставки инициатива

Биография Московского завода «Кристалл» берет начало с 1966 года, когда было принято решение о его строительстве. В мае 1966 года Совет министров СССР разрешил Министерству финансов СССР строительство в Москве фабрики по производству бриллиантов. Разработка архитектурно-строительной части была поручена Мастерской №14 «Моспроекта-1». Распоряжением Исполкома Моссовета для строительства фабрики на территории Новоникольского поселка в Химки-Ховрино был отведен земельный участок площадью 2,5 гектара. В июле 1968 года при Управлении «Гознака» была создана дирекция по строительству фабрики по производству бриллиантов во главе с Андриановым Борисом Васильевичем.

Цех огранки Московского завода «Кристалл», 1980 год

Распоряжением Совета Министров СССР строительство фабрики по производству бриллиантов было включено в список особо важных строек страны. Приказом Министра приборостроения № 259 Московская фабрика по производству бриллиантов переименована в Московский завод «Кристалл».

Строительство завода продолжалось 27 месяцев, и 25 декабря 1970 года Государственной приемочной комиссией с оценкой «хорошо» был подписан Акт приемки в эксплуатацию Московского завода «Кристалл». Разработчик архитектурной части проекта Шехоян Каро Сергеевич был награжден Государственной премией РСФСР.

Большую помощь оказал Смоленский завод «Кристалл», направивший для подготовки необходимых кадров и налаживания производства бриллиантов группу различных специалистов.

18 декабря 1970 года выпускник ГПТУ-150 Дрыкин Владимир Николаевич изготовил первый бриллиант — эта дата стала днем основания Московского завода «Кристалл». Через два года 21 декабря 1972 года огранщиком Чулковым Виктором Ивановичем был изготовлен миллионный бриллиант.

Огранщик алмазов Московского завода «Кристалл»

Предприятие развивалось бурными темпами и в октябре 1974 года Московский завод «Кристалл» вышел на проектную мощность. К этому времени на заводе работало более 2 500 человек и обучалось 198 учеников. За 1974 год было изготовлено 1 603 209 бриллиантов общим весом 127 128 карат.

В августе 1975 года на Смоленском заводе «Кристалл» был проведен первый отраслевой конкурс мастерства огранщиков алмазов в бриллианты. Победителем конкурса стал огранщик Московского завода «Кристалл» Кравченко Григорий Иванович, он же стал победителем второго конкурса мастерства, проведенного позже в Москве.

Качество бриллиантов, производимых на заводах «Кристалл», высоко ценилось на Западе. На мировом бриллиантовом рынке возник специальный термин «Русская огранка». Труд лучших производственников был высоко оценен, более 30-ти работников завода были награждены правительственными наградами.

В 1978 году произошли изменения в управлении отраслью. Были созданы два производственных объединения: Московское и Смоленское. На базе Московского завода «Кристалл», как головного предприятия, было создано Московское производственное объединение (МПО) «Кристалл», включающее в себя Киевский, Винницкий и Барнаульский заводы. В 1982 году в состав Объединения вошли его филиалы в городах Янгиер и Шахрисабз Узбекской ССР.

В 1980 году за достигнутые успехи в выполнении и перевыполнении государственных планов Московскому заводу «Кристалл» было присвоено звание — «Образцовое предприятие».


Зона отдыха Московского завода по производству бриллиантов «Кристалл»

В 1982 году общая численность работников предприятия, входящих в МПО «Кристалл», составляла 10047 человек и 427 учеников. Было изготовлено 8 524 738 штук бриллиантов общим весом в 410 958 карат.

Большая заслуга в становлении предприятия и его достижениях принадлежит руководителям завода. В разные годы во главе предприятия были:
1. с мая 1970 по октябрь 1978 Потехин Николай Васильевич;
2. с октября 1978 по август 1980 Першин Николай Иванович;
3. с августа 1980 по март 1985 Подлегаев Михаил Васильевич;
4. с марта 1985 по январь 1994 Сорокин Юрий Филиппович;
5. с января 1994 по февраль 1998 Дмитриев Юрий Петрович;
6. с февраля 1998 по 2000 Благодер Сергей Петрович.

В 1999 году Московский завод «Кристалл» был преобразован в Государственное унитарное предприятие, на базе имущественного комплекса которого в том же году было создано Открытое Акционерное Общество «Алмазный Мир». Генеральным директором ОАО «Алмазный Мир» с марта 2000 года по август 2003 года был Вячеслав Анатольевич Бычков. С сентября 2003 года и по сегодняшний день Генеральным директором является Сергей Арамович Улин.

Московский завод «Кристалл» более четверти века занимался превращением алмазов в бриллианты и по праву считался флагманом отечественной огранки. Являясь правопреемником «Кристалла», ОАО «Алмазный Мир» не только поддерживает наследие и добрые традиции завода, продолжая великую историю «Русской огранки», но и уверенно смотрит в будущее, преобразуясь в Алмазный Центр России.

Московский завод «Кристалл» являлся крупнейшим отечественным Он пережил Великую Отечественную войну, череду сухих законов, однако сегодня производство спиртного здесь прекращено. Основные мощности перенесены за городскую черту, в подмосковный филиал Корыстово.

Создание

К концу XIX века употребление спиртного в России приобрело угрожающие масштабы. Для того чтобы упорядочить алкогольный рынок и аккумулировать доходы от его продажи, талантливый Министр финансов С.Ю. Витте в 1896 году утвердил госмонополию на крепленые напитки.

В 1901 году в столице на берегу р. Яуза был организован большой винный склад, ставший впоследствии московским Заводом «Кристалл». Ежегодно здесь производили до 2,6 млн декалитров (2,1 млн 12-литровых ведер) спиртных напитков различной крепости. Число рабочих достигало полутора тысяч. К были привлечены В. А. Величкин и Н. Г. Фалеев. Их творение до сих пор радует москвичей и является охраняемым памятником архитектуры.

Официальное открытие состоялось 24.06.1901 года. Первоначально продукцию завода «Кристалл» (Москва) составляли всего три вида водки: «Боярская», «Улучшенная» и «Простая». Уже через неделю работы выяснилось, что мощностей предприятия не хватает из-за повышенного спроса на высококачественную водку. Пришлось наращивать число фильтров и кардинальным образом переоборудовать помещения.

В 1914 году завод производил уже 5 наименований крепких напитков. Самой популярной являлась «Московская особенная» водка. По преданию, ее оригинальный рецепт разработан самим Д. И. Менделеевым. С началом Первой мировой был объявлен временный сухой закон. В помещениях разместился госпиталь.

В 1923 г. выпуск на «Кристалле» спиртосодержащих напитков возобновился. Сухой закон отменяли поэтапно, поэтому основу продукции составляли 20-градусные наливки. После 1925 года возобновлено изготовление водки, а первой маркой стала «Рыковка». Со временем рецепты и технологии, наработанные заводом, переданы другим государственным предприятиям. В 1937 г. ассортимент расширился за счет «женских» ликеров («Ванильный», «Розовый», «Шоколадный») и «мужских» крепленых («Кюрасо», «Бенедиктин», «Шартрез»). В войну предприятие совмещало выпуск спиртов (жидких и сухих) с изготовлением «коктейлей Молотова».

Послевоенное развитие

В 1945 году был возобновлен выпуск продукции заводом «Кристалл» в Москве. В новом цехе №1 освоили производство особо качественных сортов водки для советской элиты. В 1953 году был запущен в серию самый известный бренд - водка «Столичная».

После развала СССР предприятие было преобразовано в ООО «Завод "Кристалл"» (Москва). В 1998 г. в поселке Корыстово открылся филиал, куда впоследствии перенесли производство. Еще в 2011 году «Кристалл» был крупнейшим российским изготовителем ликероводочной продукции. Однако согласно корпоративной политике и генплану развития столицы, в 2015 году оборудование было остановлено, постепенно демонтируется и переносится на другую площадку. Знаменитый бренд продолжает работу, но уже на новом месте.

От производства к искусству

Площадь предприятия превышает 9 га. Здания, построенные еще при царе, имеют архитектурную ценность. В ближайшем будущем территорию ожидает масштабная реорганизация. Согласно градостроительному плану, внешний облик производственных помещений сохранится, а внутри они будут переделаны.

Флагманом нового проекта стал так называемый арт-кластер, в котором творческая жизнь бурлит круглосуточно без выходных. Уже сейчас на пространствах, ранее занимаемых водочным оборудованием, проходят выставки, организуются флэш-мобы, инсталляции. Они словно вдыхают жизнь в опустевшие цеха.

Будущее завода

Согласно проекту, часть территории отводится под жилую застройку. Главный корпус отдадут под апартаменты. Дополнительно на территории завода «Кристалл» (Москва) разместят школу, лекторий, детский сад, рестораны и спортплощадки. Отреставрируют помещения бывшего заводского клуба, сохранив антураж советской эпохи. В нем намечены выступления театральных трупп.

Особенностью реконструкции является поэтапное воплощение различных проектов. Полностью закрывать территорию на тотальную переделку не будут. Посетители смогут наблюдать, как крупное промпроизводство преображается в модное место отдыха.

Чтобы привлечь к проекту профессионалов в области архитектуры и дизайна, было принято решение провести конкурс на создание love-апартаментов и общественных пространств. К воплощению идей привлечен главный столичный архитектор Сергей Кузнецов.

Квартал «Кристалл» - это пилотный проект «города в городе». В будущем многие производства будут вынесены в пригородную зону, а освободившиеся промышленные зоны будут преобразовываться в подобные культурные, жилые, социальные кластеры. От того, насколько удачным получится преобразование московского Завода «Кристалл», зависит судьба других площадок.

Loading...Loading...