Где находился ресторан яр до революции. Старые традиции. ЯРъ-легенда. Излюбленное место интеллигенции

Легендарный Ресторан «Яръ» считается одним из лучших в Москве. Основанный в 1826 году и перестроенный в 1910, он сохранил атмосферу начала XX века и изысканную русско-европейскую кухню.

«Яръ» всегда был одним из самых популярных ресторанов, известных не только в России, но и в Европе. Савва Морозов, Пржевальский, Пушкин, Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт, Распутин, Шаляпин, Владимир Высоцкий и Марина Влади, мать Тереза, Индира Ганди, король Испании Хуан Карлос, Маргарет Тэтчер, Иосиф Сталин, Пьер Карден, Арнольд Шварценеггер – далеко не полный список именитых гостей ресторана.

В конце ХХ века здесь был восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески на потолке и стенах, во внутреннем дворике заработал фонтан, созданный по образу и подобию фонтана Большого Театра.

Не будет преувеличением сказать, что «Яръ» - ресторан-театр. Шоу «Русский бал в «Яре» по зрелищности близко к парижскому «Мулен Руж». Программа состоит из 14 номеров: хореографические и акробатические этюды, русские, европейские и этнические танцы (фламенко, цыганские, арабские). На сцене меняются времена года и страны – звучат русские мотивы, которые сменяют зажигательные испанские ритмы, переходящие в хореографические миниатюры в стиле фильма «Кабаре» Боба Фосса.

Каждый зал ресторана имеет свою историю. Главный зал «Яра» с большой двухъярусной сценой, бархатными кулисами и 15-метровым потолком, украшенным огромной хрустальной люстрой, поистине потрясает масштабностью и витающей атмосферой русских гуляний.

Интерьер «Зеленого бара» с массивным деревянным буфетом, гравюрами с видами старомосковской жизни, камином и зелеными бархатными портьерами выдержан в строгом деловом стиле. Здесь предлагаются алкогольные напитки, коктейли и сигары.

Элегантная и дорогая классика – так можно определить стиль «Зеркального зала», предназначенного для респектабельных обедов в узком кругу: старинные сводчатые окна, белый рояль, зеркала в золоченых рамах и отражающийся в них блеск хрусталя.

Наполненная дневным светом «Галерея Судакова» создана в честь одного из владельцев «Яра» – купца Алексея Акимовича Судакова – талантливого ресторатора, владеющего рестораном с 1896 по 1918 годы. Интерьер «Галереи Судакова» выдержан в стиле ресторанных галерей отелей «Ритц» в Лондоне и «Плаза Атене» в Париже.

Летняя терраса «Яра» находится в тихом внутреннем дворике. Патефон, романсы Вертинского, подшивки журнала «Юность», чаепития из большого старинного самовара, согретого на еловых шишках, пряники, пироги и баранки, варенья разных сортов и настольные игры переносят в Москву XIX века.

Посудомойщик

Алексей Судаков родился в Ярославской губернии, в большой крестьянской семье. Многие их односельчане везли детей в Москву и отдавали их на работу кожевникам или кузнецам, но нередко и в трактиры. Делалось это не из эгоизма и жестокости родителей, а ради спасения детей от голодной смерти в деревне, частенько страдавшей от неурожаев. Работая в ресторане, уж точно с голоду не помрёшь.

Чтобы прокормить семью, отец поехал с Алексеем в Москву на «биржу» ‒ так тогда называлось место, где владельцы московских харчевен выбирали себе среди выходцев из окрестных деревень половых (слуга в трактире), официантов для рестораций и приказчиков.

Ярославские крестьяне или, как их называли, «водохлёбы» (под этим подразумевалось, что они пьют только «огненную воду»), трудились в лучших трактирах города («Прага», «Славянский базар» и т. д.). Для них эта работа была возможностью выбиться в люди, стать солидным человеком.

Обязанности официанта тех лет не особенно отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола

Веселый неунывающий мальчишка приглянулся управляющему чайной и он забрал его к себе посудомойщиком, а отца Алексея ‒ приказчиком. И вот в девять лет у будущего миллионера началась взрослая жизнь. Жизнь работников общепита и сейчас несладкая: за едой надо постоянно следить, каждому надо угодить, успокоить напившихся хамов - иными словами, даже присесть не получится.
Во времена, когда не было ни водопровода, ни вывоза мусора, ни средств дезинфекции, работа на кухне была сущим кошмаром. В такой атмосфере наш герой и делал свои первые шаги к успеху, вычищая тарелки онемевшими пальцами в холодной воде. Разумеется, неграмотных деревенских ребят обучали всем блюдам, которые подавались, причем если сейчас все это учат по распечаткам, то тогда запоминали на слух.

Повар лично брался обучать гарсона всем премудростям готовки, чтобы он мог ответить на любой вопрос гостя. Самым трудным для любого было выучить состав соусов, коих было величайшее множество, и какое блюдо с каким соусом подают. Допускали же работать с клиентами, только если юный работник «все соуса знает».

Выучив меню, его пустили в зал прислуживать посетителям. В таком амплуа юный Судаков трудился где-то года четыре. По большому счету, обязанности официанта тех лет не особо отличались от современного: принять заказ, правильно подать блюдо, убрать со стола.

Алексей был очень смышленым и бойким, прилежно выполнял все поручения, поэтому уже в 17 лет ему удалось стать, выражаясь современным языком, менеджером ресторана. Он мог носить «лопаточник для марок» (бумажник, где держали кассовые чеки и деньги за еду) и шелковый пояс, за который этот самый «лопаточник» затыкался. Его чайная стала приносить хороший доход, и в 22 года деловитый ярославец стал директором заведения.

Ресторатор

Как только юноша скопил внушительную сумму, то сразу купил ресторан на Рождественском бульваре, ставший популярным по всей Москве. Потом еще один, но мечтою дельца был шикарный и красивый ресторан «Яръ» (по имени французского повара Ярда, а не от оврага), что находится теперь возле метро «Динамо», на Ленинградке.

Это место отличалось от других злачных, так как там подавали не только хлеб, но и зрелища: играл оркестр Степана Рябова, пели хоры и вообще здесь бывал весь высший свет: богач Морозов, писатели Чехов и Куприн, оперная звезда Шаляпин, знаменитый «неверящий» режиссер Станиславский, «наше всё» Пушкин.

Владеть таким местом значило не только разбогатеть, но и стать известным среди элиты. На свой страх и риск, взяв кругленькую сумму в долг, Судаков в 1896 году покупает «Яръ» у промотавшегося хозяина Аксенова. Но наш герой знал, что делал, и благодаря смекалке быстро заработал деньги. Говоря современным языком, он выступил промоутером… ипподрома. Дело в том, что скачки проходили совсем неподалеку от его кафешантана. Договорившись со скаковым обществом, он распространял бесплатные билеты на это мероприятие среди гостей, сладкоголосые цыганки давали их своим поклонникам.

«Купцу, ему ведь как, - говаривал ресторатор, знавший купцов не понаслышке - если бесплатно, то и уголькам в аду будет рад». Днем публика ходила смотреть на своих любимых лошадей, болела за них, а потом, утомленная переживаниями и, желая отпраздновать победу или залить горе, шла поужинать в соседний «Яръ». Отбоя от клиентов теперь не было.

На доходы от своей простой и гениальной идеи Судаков решил сделать в своем заведении капитальный ремонт. Идеей его было превратить старинную деревянную постройку в дворец стиля модерн. В 1910 году архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными светильниками по фасаду. В перестроенный «Яръ» потянулись толпы, там бывали даже члены императорской фамилии и всесильный Григорий Распутин. Особенно бомонд полюбил летний сад, где можно было посидеть в тени и побеседовать о судьбах России.

В том же году Алексей Акимович, имевший стотысячные капиталы, покупает петербургский кабак «Медведь», бывший, по сути, копией его московского детища. И без того шикарное место ресторатор делает настоящим «Эрмитажем», только в нем можно было не только любоваться искусством, но и закусить.

Как бы то ни было, ресторан «Яръ» пережил потрясения, и стал в 1952 году частью гостиницы «Совесткая». Заведению вернули прежние интерьеры и имя; в нем, как и в старые добрые времена, играет цыганская песня и приходят известные люди: от Чубайса до Шварценеггера. Полюбоваться роскошным убранством и посидеть за любимым столиком Пушкина может каждый из нас.

Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов населения, в основном евреев, и советских пленников, проводимых немецкими войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по информации из разных источников, от 33 тысяч до 100 тысяч человек

Бабий Яр находится в северно-западной части Киева, между кварталами Лукьяновка и Сырец.

  • Впервые упоминается под нынешним названием в 1401 году, когда хозяйка трактира (укр. «баба»), располагавшегося здесь, продала эти земли доминиканскому монастырю. В XV-XVIII веках также попадались названия «Шалэна Баба» и «Бісова Баба».
  • В 1869 году неподалеку от Бабьего Яра основали Сырецкий военный лагерь. В 1895 на территории лагеря была заложена Дивизионная церковь, разрушенная после революции. На месте этой церкви позднее находился вход в Сырецкий концентрационный лагерь.
  • В 1870 году территория на юге Бабьего Яра была использована под строительство Лукьяновского кладбища, которое закрыли в 1962 году. В настоящее время территория кладбища является заповедной зоной
  • В 1891-1894 годах рядом с Бабьим Яром было основано Новое еврейское кладбище. Его закрыли в 1937 году и окончательно уничтожили во время Второй мировой войны. Сохранился лишь маленький фрагмент кладбища, оставшиеся захоронения были позже перенесены на Берковецкое кладбище.

Во время Великой Отечественной войны оккупанты, захватившие Киев 19 сентября 1941, использовали Бабий Яр для проведения массовых расстрелов. Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 - были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом


24 сентября на Крещатике НКВД подорвало два дома, где устроились представители оккупационной администрации. Взрывы и пожары устраивались и в следующие дни, было разрушено около 940 крупных зданий. Нацисты расценили это как повод для ликвидации еврейского населения. В конце сентября 1941 года зондеркоманда захватила девять ведущих раввинов Киева и приказала им обратиться к населению: "После санобработки все евреи и их дети, как элитная нация, будут переправлены в безопасные места…" 27-28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра прибыло в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За неподчинение приказу - расстрел. По городу было расклеено более 2 тысяч объявлений. Параллельно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о переписи и переселении евреев. Большинство из оставшихся в городе евреев - женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию) прибыли в назначенное время. Были собраны также и представители некоторых других нацменьшинств

В конце улицы создали пропускной пункт, все что за ним происходило было невидимо со стороны. Поочередно туда отводили по 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. После этого полицаи с помощью палок загоняли людей к краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю располагался пулемётчик. Выстрелы специально заглушались музыкой и шумом самолёта, кружившего над оврагом. После того как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их засыпали землёй.


Так как расстрелять всех прибывших за одни сутки не успели, в качестве пункта временного содержания использовались помещения военных гаражей.За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеляпри участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной полиции под командованием Петра Захвалынского (сам Захвалынский никакого отношения к этим расстрелам не имел, так как прибыл в Киев только в октябре 1941 г.; в 1943 г. его убили немцы) расстреляли в этом овраге 33 771 человек - практически всё еврейское население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев состоялись 1, 2, 8 и 11 октября 1941, за это время было расстреляно около 17 000 евреев.

Массовые казни продолжались вплоть до самого ухода немцев из Киева. 10 января 1942 года были расстреляны 100 матросов Днепровского отряда Пинской военной флотилии. В 1941-1943 годах в Бабьем Яру был расстрелян 621 член ОУН (фракция С. Бандеры), среди них украинская поэтесса Елена Телига и её муж, у которого была возможность спастись, но он предпочел остаться с женой и друзьями по редакции «Украинского слова». Кроме того, Бабий Яр послужил местом расстрела пяти цыганских таборов. В общей сложности, в Бабьем Яру в 1941-1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек. Евреи-заключённые, которым немцы приказали сжигать тела в 1943 году, утверждали о 70-120 тысячах.


Кроме того, на месте военного лагеря частей РККА был открыт Сырецкий концлагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики, военнопленные и другие. 18 февраля 1943 в нём были расстреляны трое игроков футбольной команды «Динамо» - участников « »: Трусевич, Кузьменко и Клименко.

Всего в Сырецком концлагере погибло не менее 25 000 человек. Отступая из Киева и стараясь скрыть следы своих злодеяний, нацисты в августе - сентябре 1943 успели частично уничтожить лагерь, вырыли и сожгли на открытых «печах» множество трупов, кости перемалывались на специально привезённых из Германии машинах, пепел был рассыпан по всему Бабьему Яру. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабьем Яре произошло восстание у печей 329 заключённых-смертников, из которых спаслись лишь 18 человек, остальные 311 героически погибли. Спасшиеся узники стали впоследствии свидетелями попытки немцев скрыть факт массовых убийств. После спасения Киева Красной армией 6 ноября 1943 Сырецкий концлагерь был лагерем для немецких пленников до 1946. После этого лагерь снесли, а на его месте в конце 1950-х основали жилой массив Сырец и обустроили парк им. Сорокалетия Октября (сейчас он носит называние Сырецкий парк)


Энергетика у этого места была ужасной, постоянно происходили происшествия. В 1950 городские власти приняли решение залить Бабий Яр жидкими отходами близлежащих кирпичных заводов. Овраг перекрыли земляным валом, чтоб не допустить затопления жилых районов. Особенности вала и пропускная способность дренажа не соответствовали даже минимальным нормам безопасности. Утром в понедельник 13 марта 1961, из-за сильного таяния снега, вал не устоял под напором воды, и в результате селевой поток высотой до 14 метров хлынул на Куренёвку. Жижей залило площадь более 30 гектар, уничтожено более 30 зданий, разрушено трамвайное депо им. Красина.
Памятник жертвам Куренёвской трагедии , открытый в марте 2006 года


Информация о катастрофе подвергалась жесткой цензуре, её масштабы сильно преуменьшались. Многие жертвы были специально похоронены на разных кладбищах в Киеве с указанием других дат и причин смерти, а часть тел так и не нашли под огромной толщей пульпы. Согласно официальному сообщению комиссии по расследованию причин трагедии, авария погубила 145 человек. А вот современные исследователи Куренёвской катастрофы утверждают, что на самом деле количество жертв составило около 1,5 тысяч человек. Этот эпизод в истории Бабьего Яра называют Куренёвской трагедией.


Побывавший на месте трагедии Евгений Евтушенко написал своё знаменитое стихотворение «Бабий яр», ставшее основой 13-й симфонии Шостаковича. Лишьв 60-е годы в советской прессе опубликовали первые упоминания о массовых расстрелах в Бабьем Яре. В 1966 году в журнале «Юность» напечатали сокращенную версию документального романа Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», но выпуск романа отдельным изданием так и не состоялся. После побега Кузнецова за границу экземпляры журнала с главами романа были изъяты из всех библиотек. Полностью роман вышел в России уже после развала Союза

###Страница 2

После катастрофы работы по заполнению яра продолжались и дальше. Вместо земляной дамбы была возведена бетонная, проложена новая дренажная система и приняты более жесткие меры безопасности. Часть пульпы, выплеснувшейся на Куренёвку транспортировалась самосвалами назад для засыпки яра. Позже через заполненные отроги яра была проложена дорога с Сырца на Куренёвку (часть нынешней улицы Елены Телиги) и устроен парк

В 1965 объявили закрытый конкурс на лучший памятник жертвам Бабьего Яра. Представленные проекты не понравились властям, и конкурс закрыли, а в октябре 1966 в сквере в южной части оврага был установлен гранитный обелиск, где только 10 лет спустя все-таки поставили памятник. Открытие памятника встретили жесткой критикой за пределами СССР, потому что о евреях не было сказано ни слова

В начале 1970-х годов на месте Нового еврейского кладбища были построены корпуса телецентра


24 марта 2001 здание старого кинотеатра им. Юрия Гагарина, находившегося на месте Дивизионной церкви, было передано Украинской Православной Церкви с целью создания Сырецкого мемориала (в него вошли собор Пресвятой Богородицы, музей, памятник и кинолекторий)

Помимо памятников, упомянутых выше, в Бабьем Яре также находятся:

Менора - памятник казненным евреям в виде меноры. Установлен 29 сентября 1991, в 50-летнюю годовщину первого массового расстрела евреев. От бывшей конторы еврейского кладбища к памятнику проложена Дорога скорби.


Памятник расстрелянным детям. Открыт 30 сентября 2001 напротив выхода из станции метро «Дорогожичи»


Крест в память расстрелянных православных священников. Установлен в 2000 на месте, где 6 ноября 1941 были расстреляны архимандрит Александр и протоиерей Павел, призывавшие население к борьбе с фашистами

Крест в память о 621 расстрелянном члене ОУН, установлен 21 февраля 1992, в 50-летие расстрела Елены Телиги и её соратников.

И еще ряд памятников:

  • Стелла в память остарбайтеров, установлена в 2005.
  • Памятник расстрелянным 27 сентября 1941 душевнобольным.
  • Крест в память немецких военнопленных.
  • Памятник работы неизвестного автора, представляющий собой три креста, сваренных из железных труб, с надписью на одном из них «И на этом месте убивали людей в 1941 Господи упокой их души».

Долгое время ведётся дискуссия о создании памятника расстрелянным здесь цыганам

Рестораны появились в Петербурге и Москве лишь в третьем десятилетии XIX века, став символами заграничного шика. Легендарный ресторан «Яр» появился в Москве первым и так и остался непревзойдённым, разбавив заведение в стиле запада чисто восточным разгулом. Популярность «Яра» продолжала расти, и, достигнув пика в 1910-е годы, канула в бездну вместе с дворянской и купеческой Россией, для того, чтобы возродиться через столетие.

"...Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И с телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?..."

А.С. Пушкин

История легендарного «Яра» начинается с 1826 года, когда на Кузнецком мосту в доме купца Шаванна «открылась ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем при весьма умеренных ценах» (современный адрес: Кузнецкий мост, 9 – ред.). Так было заявлено в газете «Московские ведомости».

Стоит ли говорить, что это совершенно не соответствовало действительности? Даже завтрак в «Яре» обходился в сумму, равную стоимости обоза зерна, а жареная пулярка (жирная, откормленная курица-гриль, приготовленная по специальному рецепту) тянула на 25 руб. серебром - сумму, равную месячному бюджету семьи среднего достатка. А ведь одну курицу на ужин в «Яре» не закажешь.

Россия 19-го века активно перенимала западные технологии, умело адаптируя их под собственные реалии и нередко этой самой адаптацией занимались обрусевшие иностранцы. Название «Яръ» не имеет ничего общего с оврагом, ресторан был основан иностранцем, французом Транкилем Ярдом, в 1826 году, и унаследовал фамилию своего родителя. Место на Кузнецком мосту было выбрано бойкое: в доме Людвига Шаванна находились также модные магазины вин, нюхательного табака, духов, шляп, тканей и книг.

Ресторан Транкиля Ярда посещали известные люди, он был в полном смысле слова элитным местом. Здесь проводили время особы императорской фамилии и литературная богема, железнодорожные концессионеры, банкиры и биржевые дельцы. В «Яре» в полной мере чувствовался «дух времени», легендарный ресторан играл роль места встречи тех, кто вершил историю. Завсегдатаями «Яра» были Савва Морозов и Гиляровский, заходили сюда Плевако, Пржевальский, Чехов, Куприн, Горький, Леонид Андреев, Бальмонт, Шаляпин и Распутин.

Пушкин упомянул любимый ресторан в стихотворении «Дорожные жалобы»: «..и с телятиной холодной трюфли «Яра» вспоминать..». В мемуарах «Былое и думы» литератор Александр Герцен вспоминал, как он с приятелем ходил в «Яръ» обедать: «Мы тогда еще были совершенные новички и потому, долго обдумывая, заказали oukha au champagne (уха на шампанском), бутылку рейнвейна и какой-то крошечной дичи, в силу чего мы встали из-за обеда, ужасно дорогого, совершенно голодные».

Несмотря на чудовищную дорогозивну, «Яръ» очень скоро стал законодателем мод в ресторанном мире. Старое скромное помещение перестало вмещать всех желающих, и уже в 1848 году ресторан переезжает на Петровку, поближе к саду Эрмитаж. Однако сад Эрмитаж так же не мог вместить всех желающих посетить «Яръ». К тому же здесь не было простора для широты размаха и воплощения всех идей. «Яръ» переезжает последний раз - на Петербургское шоссе.

Сейчас это начало Ленинградского проспекта - престижный, почти центральный район, а тогда, в середине XIX века, это была загородная местность, окруженная садами и дачами. Переехав за город, «Яръ» не переместился в разряд заштатных ресторанов, которые интересуют только дачников. Дорога в «Яръ» и зимой, и летом в ночное время была ярко освещена, и по ней скакали бешеные тройки - все в «Яръ».

Именно в это время цыганский хор стал неотделимой частью «Яра». Руководила этим хором, а также взаимоотношениями между певицами и их поклонниками, Иванова Анна, талантливая не только как певица, но и как организатор. Цыганский хор «от Яра» становится лучшим в Москве, цыганки в нем были самые красивые и голосистые. Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям - удовлетворение любых (абсолютно любых) прихотей и поражение воображения - делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы. Осечки случались редко.

«Кто не помнит знаменитого Яра с его супом a la tortu из телячьей головки, который нисколько не уступал вкусом настоящему черепаховому, – писал в 1858 году журнал «Москвитянин», – с его бивстексом, с труфлями, с его куропатками жареными en Perigord, в которых опять труфелей было больше, чем мяса, с его цыплятами в январе месяце, с свежими бобами, с его кропадинами из молодых тетеревов, паровыми лещами и, наконец, с его матлотом из стерлядей?»

В 1871 году «Яръ» становится собственностью купца Федора Аксенова и в последующие десятилетия поражает современников оригинальностью и масштабом купеческих кутежей. Представьте себе раскрытый рояль, полный до краев водой, в которой плавают рыбки - так в «Яре» подгулявшие купцы играли в аквариум. На удовлетворение прихотей здесь денег не жалели. Более того, старались изобрести что-нибудь эдакое, чего до этого не делал никто: это был вопрос престижа. Рассказы о купеческих причудах передавались из уст в уста с оттенком удивления и восхищения, становились легендами, оседали в анекдотах и мемуарах.

Постепенно в «Яре» сформировался своеобразный прейскурант для любителей покутить. Удовольствие вымазать официанту лицо горчицей стоило, к примеру, 120 рублей, запустить бутылкой в венецианское зеркало - 100 рублей. Впрочем, «Яръ» от такого разорения только богател: вся обстановка предусмотрительно страховалась на солидные суммы. Гость платил «за удовольствие», страховая компания - за ущерб.
Официанты тоже не были обижены - чаевые, если гость был доволен, раздавались пачками.

Каждый сходил с ума по-своему - кто-то приходил в «Яръ» не иначе как в сопровождении ручной тигрицы, кто-то поил дам шампанским из бокала с горстью бриллиантов на дне, и за всем этим наблюдал довольный хозяин, умевший грамотно подстегнуть богачей и наживавший на этом разгуле огромные барыши.

Продолжая вкладывать в «Яръ» деньги, Аксенов предпринимает глобальную перестройку здания. Ресторан должен был стать настоящим дворцом с зимним садом, фонтанами и бассейнами, оснащенным по последнему слову техники. Для «Яра» была заказана уникальная мебель, проект уже был запущен но... неожиданная смерть помешала воплощению наполеоновских планов Аксенова.

В 1895 г. «Яръ» достается выходцу из крестьян-ярославцев, Алексею Акимовичу Судакову. Ярославские крестьяне издавна уходили на заработки в московские трактиры и рестораны. Так что Алексею Акимовичу, несмотря на 27-летний возраст, опыта было не занимать: начинал он мальчиком в чайной, затем дорос до хозяина трактира. Судаков не загубил дела своих предшественников, более того, именно при нем «Яръ» стал самым знаменитым рестораном России стоимостью без малого в триста тысяч рублей.

В 1910 году "Яръ" наконец перестроен: из скромного деревянного дома он превратился в роскошный дворец с колоннами. Здание было перестроено знаменитым архитектором, работающим в стиле модерн - Адольфом Эрихсоном. Дореволюционный «Яръ» был великолепен и эклектичен: помимо Большого и Малого зала в имперском стиле в «Яре» существовали отдельные кабинеты в мавританском, русском и французском стилях.

Кабинеты были рассчитаны как на высоких гостей, так и на публику попроще. Во внутреннем дворе ресторана был разбит прекрасный летний сад на 250 мест с загадочными каменными гротами, беседками, увитыми плющом, фонтаном и лужайками. «Яръ» с «погребами и садами» занимает уже целый квартал. При нем образуется небольшой поселок, в котором живет армия служащих.

В начале ХХ века ресторан первым завел гараж, откуда за клиентами выезжали авто в любое время суток. В «Яре» вели учет именитым клиентам: на входе в ресторан стояло чучело медведя с серебряным подносом в лапах, и к концу ночи на подносе вырастала гора визитных карточек, оставленных гостями. Пресса сообщала, что новое здание ресторана «превзошло всякие ожидания по богатству и даже роскоши отделки, а главное – по огромному вкусу и изяществу выполнения. Бывалые люди затруднялись сказать, приходилось ли им видать среди заграничных храмов чревоугодия что-либо подобное по величию и блеску».

Достопримечательностью заведения был огромный резервуар с осетрами и стерлядью, откуда клиент мог выбрать рыбу для приготовления фирменного блюда. «Любитель отварной осетрины подходил к бассейну, – вспоминал современник, – указывал перстом на ту или иную рыбину. Ее тут же вылавливали сачком, и любитель вырезал ножницами из жаберной крышки фигурный кусочек. Когда эту рыбу подавали на стол, уже отварную, кусочек прикладывали к вырезу. Если совпадал, значит – рыба та! Без обмана».

Небывало великолепный «Яръ» просуществовал всего несколько лет. В 18-м году Судакова забрали прямо из «Яра» суровые люди в кожанках. Больше хозяин «Яра» в свой ресторан не вернулся. Победивший пролетариат с ожесточением сбивал лепнину, грузил на телеги роскошную обстановку и замазывал роспись на стенах - «Яръ» перестал существовать.

С 1918 по 1952 годы в здании ресторана размещались кинотеатр, спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, ВГИК и Дом лётчика. В 1952 году к зданию ресторана по личному указанию Сталина был пристроен гостиничный комплекс в стиле русский ампир (сейчас - отель "Советский"). А в 1952 году, после более 30 лет забвения, вновь открылся ресторан. Правда, называться он стал «Советский», но по-прежнему оставался элитным – здесь бывали только самые-самые. Ресторан в разные годы посетили премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, премьер-министр Индии Индира Ганди, правительственные делегации иностранных держав, известные артисты и другие.

В новую Россию ресторан «Советский» пришёл в весьма плачевном состоянии. В 1998 году новый генеральный директор Валерий Максимов начал реконструкцию «Яра», возрождая его былую славу. На сегодняшний день полностью восстановлен дореволюционный интерьер: отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, заработали люстра 1912 г. и светильники 1952 г., воссоздан фонтан во внутреннем дворике. Медленно возрождаются и традиции, правда, пока современные купцы так не самодурствуют. Впрочем, поживём – увидим…

В девятнадцатом веке в Европе было весьма модно отправляться на отдых в Россию. В ресторанах Лондона и Парижа изюминками меню были блюда славянской кухни. Постепенно жители Старого Света стали открывать в России и свои харчевни. Люди посещали такие заведения не только с целью усладить свой организм яствами и напитками, коих предлагалось множество, но и предаться развлечениям различного рода. Вместе с великим разнообразием блюд национальной кухни в ресторанах с русским характером выступали танцоры кабаре, радовали слух посетителей музыканты, певцы и чтецы.

Двухвековая история

Ярким примером успешного ведения бизнеса являлся в то время, да и на данный момент является тоже, ресторан «Яръ» (Москва). Фото этого заведения зачастую украшают страницы путеводителей по столице. Это место знают не только коренные жители города, но и туристы. Свое существование данное заведение начало в 1826 году. Основателем этого ставшего довольно быстро популярным места являлся Транкиль Яр. Именно его фамилия и стала названием заведения. Весь европейский бомонд воздавал честь и хвалу этому месту, являвшему собой отличный пример самобытной культуры древнего народа. Знаменитое славянское гостеприимство, обилие разнообразных блюд на любой вкус, великолепная программа — все это сделало ресторан «Яръ» самым известным заведением в столице.

Излюбленное место интеллигенции

Изначально этот «рай для гурмана» был излюбленным местом встреч элитной прослойки Москвы. Здесь проводили вечера купеческие дети, фабриканты, крупные лавочники. Практически каждый вечер в зале можно было встретить представителя культуры. Антон Павлович Иванович Куприн, Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Иванович Шаляпин, и даже Александр Сергеевич Пушкин не раз посещали ресторан «Яръ», выбирая его из множества аналогичных заведений города. Из меценатов своим присутствием это место почитал Савва Тимофеевич Морозов.

В начале двадцатого века для России настали трудные времена. Революции, стачки, восстания, войны — народ и власть строили социализм. В ходе политических событий многие а также и прочие заведения, где собственниками являлись зарубежные лица, были национализированы. Практически каждое учреждение с иностранным капиталом было закрыто. Не обошла печальная участь и ресторан «Яръ». Место встреч высоких чинов и богатых купцов приостановило свою деятельность. Вскоре в здании, где лепниной украшены своды, а фресками и витражами — окна, была размещена гостиница «Советская».

Высокий статус

Через некоторое время было решено восстановить былое великолепие популярного места. Уникальная и неповторимая атмосфера была возрождена. Архитектура и дизайн вновь наполнились новой жизнью. Ресторан «Яръ» стал ярким напоминанием «гуляющей» Москвы девятнадцатого века. Это заведение продолжает свою работу уже непосредственно под крылом гостиницы «Советская». Та, в свою очередь, является одним из самых успешных и комфортабельных отелей столицы. Здесь зачастую снимают номера иностранцы. Хвалебные отзывы зарубежных гостей, посещающих ресторан, поддерживают высокий статус заведения не только в Москве, но и далеко за ее пределами.

Возвращаясь к истокам

По мнению многих гостей, «Яръ» предлагает «самую русскую кухню». Кроме того, заведение это едва ли не единственное в городе, где сохранен выдержанный и одновременно помпезный интерьер буржуазной столицы девятнадцатого века. Услужливый персонал, отличное меню, великолепная программа являются хорошим поводом для того, чтобы посетить этот «гурманный рай». Как и в былые времена, публика ресторана довольно различная. Здесь часто мелькают представители культуры и шоу-бизнеса, бизнесмены и светские личности. А за соседними столиками наслаждаются вкусными блюдами самые обычные семьи и влюбленные парочки.

Внутреннее убранство и расположение

В Москве имеется огромное количество ресторанов, но вряд ли какой-нибудь из них может сравниться с рассматриваемым заведением. После повторного открытия здесь была восстановлена не только традиционная для того времени кухня, но и полностью весь интерьер, до малейших деталей. Высокие потолки украшены витиеватыми фресками. Аналогичные элементы декора можно встретить и на стенах. В центре главного зала сверху размещается огромная люстра с многочисленными подвесками. Малахитовые колонны, высоченные зеркала и многочисленная позолота — современные дизайнеры сделали все возможное, дабы вернуть некогда популярному месту не только былую славу, но и архитектуру стиля ампир. Из главного помещения можно пройти во внутренний дворик, где перед глазами предстает восхитительная панорама, венцом которой является фонтан, сотворенный по подобию фонтана Большого театра. Несколько залов, каждый из которых представляет собой исторический экспонат, — все это ресторан «Яръ».

Адрес этого заведения довольно известен: он расположен на Ленинградском проспекте, в центре пересечения двух станций метро: Белорусская и Динамо. От подземных поездов к заведению можно добраться на любом виде общественного транспорта. Если же посетитель прибыл на собственном автомобиле, он может свободно оставить своего «железного коня» на бесплатной стоянке.

Главное помещение

Как было уже сказано выше, ресторан «Яръ» разделен на три зала. Первый, самый большой из имеющихся, носит одноименное заведению название. Архитектура этого помещения позволяет без проблем узнать, что такое помпезный и яркий ампир. Зал способен вместить 150 человек. Поэтому для большого празднества данное место подходит просто великолепно. Примечательно, что в зале «Яръ» в наличии имеется также сцена, где размещается различного рода аппаратура. Как правило, именно тут собирается большая часть публики. Ежедневная шоу-программа, скорее напоминающая театральные выступления, — это также ресторан «Яръ». Отзывы посетителей позволяют думать, что вопрос развлечения клиентов находится не на последнем месте у администрации заведения. Парящие под потолком девушки, неординарные и яркие шоу, выступления музыкальных коллективов и танцоров кабаре, цыгане и маги — программа довольно многообразна и широка.

Другие комнаты

Вторым залом, который также имеется внутри ресторана, является VIP-помещение под названием «Зеркальный зал». Его название как бы намекает посетителю о наличии Однако мало кто в самом деле ожидает, что зеркал будет множество. Благодаря их правильному размещению помещение кажется весьма большим. На самом деле «Зеркальный зал» может вместить полсотни человек. В качестве дополнительного элемента интерьера здесь располагается камин, придающий помещению нотку домашнего уюта. Для более раскрепощенных посиделок ресторан предлагает лобби-бар, в котором легко размещается сорок человек.

Кроме внутренних помещений, «под крылом» заведения уютно расположилась и носящая название «Яра». Она работает лишь в теплое время года. Терраса размещается во внутреннем дворике ресторана. Ее изюминкой является великолепный фонтан. Здесь каждый предмет навевает воспоминания о Советском Союзе: журналы «Юность», забытые на столах, романсы Вертинского, доносящиеся из старого патефона, тихая атмосфера...

Блюда современности и исторические напоминания

Кухня заведения славится своей изысканностью и традиционностью. Вместе с тем шеф-повар частенько балует публику своими новыми шедеврами. В меню можно найти как расстегаи, и так и лобстеров с креветками. Бефстроганов, нежнейшая телятина, оленина и свинина, фуа-гра, картофель по-деревенски и грибы в горшочках — каждый может выбрать себе блюдо по вкусу. Кроме стандартного и постоянного меню, имеются и сезонные обновления. В жаркий день вам предложат освежиться с помощью клюквенного морса, а зимним вечером — согреться за бокалом искристого выдержанного вина или чашки глинтвейна. Средняя стоимость заказа на одного человека находится в пределах 3000 рублей.

Аналоги

Стоит отметить, что не только в Москве имеется ресторан «Яръ». Коломна также может похвастаться наличием заведения с аналогичным именем. История этого места не уходит в позапрошлое столетие. Кухня вполне стандартная и включает в себя русские и европейские блюда. Посетители отмечают низкий уровень обслуживания, что, согласитесь, весьма непозволительно, хотя бы из уважения к прославленному имени московского заведения.

Еще один город, где размещается ресторан «Яръ», — Краснодар. Здесь клиентов радуют не только обслуживанием, но и весьма вкусными блюдами. Интерьер и атмосфера также находятся на самом высоком уровне.

Loading...Loading...