Продукты питания из растительного сырья вузы. Специальность "Продукты питания из растительного сырья" (бакалавриат). Перспективы трудоустройства по профессии

(Лекционный курс дисциплины)

ПРЕДИСЛОВИЕ К ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ
(ЛЕКЦИОННОМУ) КУРСУ

Казачество – весьма интересный и сложный этносоциальный и этнопсихокультурный феномен, известный на протяжении длительного исторического периода. Это общность людей, отличающаяся самобытной традиционной культурой, философией и комплексом неповторимых художественно-эстетических особенностей. Несмотря на многочисленность определений понятия «казачество», имеющихся в новейшее время, единого и однозначно принятого всеми не существует ввиду множества противоречивых теорий о генезисе и эволюционных трансформациях в становлении казачьей народности. Тем не менее, сложившийся обобщенный образ казака в отечественной и мировой культуре узнаваем.
Целью данной работы является выявление и артикуляция наиболее существенных, инвариантных и жизненно важных компонентов социокультурного явления казачества в актуальных условиях его возрождения, характеризующих казаков как традиционно – ориентированную, социально здоровую, хозяйственно-организованную и творчески деятельную категорию граждан с высоким духовно-нравственным потенциалом развития в межкультурном пространстве народов современной России. В качестве важнейшей морально-этической составляющей жизнедеятельности казачества следует назвать его преимущественно православное вероисповедание , которое является базовой и консолидирующей духовной детерминантой , позволяющей сохранять уклад повседневной казачьей культуры, взаимоотношений в семье, православного воспитания детей, наряду с привнесением в систему христианских ценностей обрядовых черт конкретной казачьей этнокультуры. Символично, что многие представители казачьих родов стали выдающимися деятелями Русской Православной Церкви и прославлены в лике святых.
Казачество – это и общепризнанное высокоорганизованное военно-патриотическое сословие, благодаря которому исторически осуществлялась эффективная защита границ государства. Самобытную воинскую культуру российского казачества правомерно охарактеризовать как традиционную культуру воина – патриота, защитника веры, Отечества, национального и культурного достояния. Считаем необходимым сделать акцент: в категорию «казачество» должны быть объединены все казаки как единый, целостный социальный организм, имея в виду его исторически сложившиеся духовно-нравственные основания, особенности бытовой культуры, специфику диалектов, обычаев, национально-психологических и нравственно-эстетических свойств. Несмотря на имеющиеся объективные трудности идентификации и самореализации современного казачества,важно, чтобы его ценные качества - духовная направленность, патриотизм, свободолюбие, способность к самоорганизации, высокая хозяйственная культура и социальное служение в сочетании с высокой образовательной мотивацией и самобытностью эстетической культуры, нашли перспективное воплощение в созидательных преобразованиях российского общества.

Глава 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КАЗАЧЕСТВА

Концепции происхождения

В настоящее время концепций о происхождении казачества имеется немало. В качестве одной из авторитетных называется теория известного отечественного ученого Л.Н. Гумилева , который считал казаков субэтносом великорусского этноса. Субэтнос Гумилев определял в качестве«таксономической единицы внутри этноса как зримого целого, не нарушающего его единства» . Иными словами –это общность, обладающая характеристиками народа, но при этом прочно связанная с основным этносом. В качестве значимого фактора в теории
Л.Н. Гумилева выступает тесная связь этноса и субэтноса с его родным ландшафтом, существенно влияющим на специфику, самобытность и способы хозяйственной культуры. Родовым ландшафтным лоном для казачества объективно считаются долины великих рек степной полосы Дона, Днепра, Волги, Яика, Терека, Кубани. В древности, как считает исследователь казачества В.Е. Шамбаров, прошлые степные народы являлись скотоводами, создававшими постоянные селения, пригодные для проживания людей, разведения скота и ухода за ним в тяжелый зимний период.Из соображения целесообразности их строили не посреди голой степи, а вблизи рек, долины которых были покрыты густыми лесами и кустарниками, что подтверждается археологическими раскопками. Города скифов обнаружены на Днепре, их столица располагалась возле Запорожья, а роксоланы зимовали в городках на Нижнем Дону (роксола́ны - от лат. Rhoxolani, древнегреческий Ροξολάνοι, от аланского roxs alan/ruxs alan «светлый алан») - ираноязычное сармато-аланское племя, кочевавшее со II в. до н. э. по 1 пол. I тысячелетия н. э. в землях Северного Причерноморья и Дунайского региона). Но евразийские степи были и «торной дорогой», по которой, находясь в состоянии постоянного военного противоборства, приходили новые народы. Покрытые зарослями долины рек, острова, плавни, болота являлись естественным укрытием, где часть побежденных могла спастись. Выжить в таких условиях могли самые сильные, выносливые и свободолюбивые. Благодаря такому «естественному» отбору в процессе историко-культурной эволюции образовались древнейшие корни казачества. Целесообразно рассмотреть и теорию, не основанную на положении о том, что казачество является частью субэтноса великорусского этноса.

Вольное казачество

Согласно высказанным доводам, казаки представляют собой самобытное славянское племя, автономный народный организм, имеющий такое же право, как великороссы и украинцы, считать себя особым славянским народом . Предки казаков, в соответствии с доводами
Ш. Н. Балинова, являются коренными обитателями Востока Европы, т. е. современных Казачьих Земель. Восток Европы географически разделяется на две полосы: лесную и степную (на севере еще имеется тундровая полоса, а на юге - горная ). Коренными жителями именно степной полосы на Востоке Европы с давних времён являлись казачьи предки, сведения о которых относятся к эпохе, намного опередившей возникновение Московского царства. Когда на Востоке Европы устанавливают своё владычество готы (IIст.), Черноморско-Азовское побережье осваивают славянские народы - анты . Историко-археологические исследования доказывают, что уже в первой половине VI столетия эти славяно-антскиеплемена владели бассейном Дона и продвинулись к берегам Азовского моря.
С начала VII ст. на территории современных Казачьих Земель создаётся государство Аваро-Гуннов, в состав которого входят славяно-анты. С этого периода в исторических документах уже не упоминается о славяно-антах, поскольку их племенное наименование «растворяется» в государственно-политическим названием - Аваро-Гуннов . С середины VII ст. (642),по имеющимся научным фактам, устанавливается существование славянской народности - русов, располагавшихся в степной полосе. В низовьях Волги и на Дону новыми степными завоевателями создается государство Хазар, в составе которого русы и славяно-анты проживают на Дону, Донце, Нижней Волге, на Тереке, на Кубани. В Хазарской Империи русы были настолько многочисленны, что арабские писатели называют государство Хазар Русо-Хазарским . а Чёрное море - Руским . Главными центрами русов были: в Подонье (Казакии) г. Руссия (Артана,Танаис, впоследствии переименованный в Азов, по имени половецкого хана Азуфа) и Матарха (Тмутаракань) в устье Кубани. Сами русы отличались воинственным духом, принимали широкое участие в торговой деятельности Хазарского государства, достигли значительного культурного развития, подвергаясь воздействию двух культур - арабской и византийской .
Арабский географ Масуди, посетивший в X веке Приазовский Край, пишет: «между большими и известными реками, впадающими в море Понтус (Чёрное), находится одна, называемая Танаис (Дон) , которая приходит с севера. Берега её обитаемы многочисленным народом славянским и другими народами. Таким образом, сильный и воинственный славянский народ Русь заселял с давних времён территорию современных Казачьих Земель и, с середины VII века, входил в состав Хазарской Империи. В дальнейшем - с IX столетия, под натиском новых азиатских завоевателей, венгров, торков и печенегов , начался распад Хазарской Империи и отделение её окраин: Поднепровья - впоследствии Киевское государство, и Среднего Поволжья - Камской Болгарии. Русы же Подонско - Приазовские ещё продолжали оставаться в составе Хазарской Империи. Камская Болгария (в среднем течении Волги и по Каме), находившаяся под влиянием арабской культуры , уже в первой половине IX ст. приняла ислам. Русь Подонско-Приазовская (Казакия) - аланы и казаки - примерно в то же время стала христианской ; следовательно, она стала христианской значительно раньше Руси Киевской Крещение Руси великим князем Владимиром, как известно, состоялось в 988 году).О том, что Русь Подонско - Приазовская стала христианской раньше Руси Киевской, свидетельствует патриарх Фотий и Устав Византийского императора Льва Философа (836 - 911)о чине митрополичьих
церквей,где на 61 месте указана построенная церковь Русская .
Таким образом, на территории Казакии укореняется народность славяно-русов, с самобытной этнической культурой и христианской религией. Относительно единое славянское племя русов в середине IX ст., под влиянием различных факторов разделилось: Камская Болгария, где преобладал тюркский элемент, отделившись от ядра Хазарской империи, оказалась под властью тюрков и, как уже было сказано, приняла ислам. Русь Поднепровская - предки Запорожцев - также отделившись отцентра Хазарии, подпала под власть дружинников Рюрика - Аскольда и Дира , а затем, в 882 году, сын Рюрика, Игорь, при своём воспитателе Олеге, закладывает основы Киевской великокняжеской династии . В данный период ІІриазовско - Подонская Русь продолжает оставаться в составе уцелевшего ядра Хазарской империи. Этим объясняется и то обстоятельство, что с этого времени в русских летописях не упоминается о славяно-руском населении Приазовья и Подонья. Славяно-русский народ продолжал жить в составе уцелевшего ядра Хазарской империи на своей древней земле, лишь утратив связь и постоянное общение с остальными отделившимися частями славяно - русов Поднепровья. Следствием похода Святослава, сына Игоря (после короткого правления его жены, Ольги) в 943 году, в Подонье и Приазовье Хазарская империя была разгромлена и состоялось введение части её территориального ядра - Казакии - в состав русского (Киевского) государства, под названием Тмутараканского княжества . Этим вхождением была восстановлена, прервавшаяся ранее связь Руси Приазовско-Подноской с Русью Поднепровской.
После убийства печенегами в 972 г. Святослава его сыновья - Олег, Ярополк и Владимир - начали борьбу за власть. После гибели Олега, эта борьба ещё больше ожесточилась между оставшимися двумя братьями - Ярополком и Владимиром. Первый опирался в своей борьбе на силы степной полосы, а второй прибег к помощи наемных варяжских сил. Превосходство сил и средств было на стороне кн. Ярополка, и лишь его гибель дали возможность Владимиру, оставшемуся единственным наследником державы Святослава, соединить в своих руках власть над всем Руским (Киевским) государством .Князь Владимир покорил Крым, который вошёл в состав Тмутараканского княжества, отданное им, в свою очередь, позднее в
в удел своему сыну Мстиславу. Принятие христианства в последней четверти X ст. Киевской Русью при Владимире Крестителеявилось основой религиозного, культурногои государственногоединства. Русь Приазовско-Подонскаядо этого события более столетия уже являлось христианской.
Таким образом, в результате успешных военных действий Киевских князей и принятия христианства Киевской Русью, восстановиласьсвязь славян Востока Европы под главенством Киевского великого князя.Предки же казаков, славяно-русы Подонья и Приазовья (Тмутараканское княжество),представляли особое княжество и сохранили древние формы народной культуры.В середине половине XI в. в степной полосе появляются новые завоеватели - половцы, которые снова«отрезают» Тмутараканское княжество от Киевского государства, и связь между ними снова прерывается. Поэтому, в русских летописях, с конца XI ст., повествование о Тмутараканском княжестве уже не ведется при том, чтоего население, города продолжали развиваться. Тмутараканское княжество утратило свой статус лишь как особое княжество Киевского государства. Оторванное от центра, предоставленное самому себе, оно ещё теснее сблизилось с тюркскими народами, но сохраняя при этом своё славянское лицо, свою христианскую религию и этническую культуру. В соответствии с вышеупомянутой концепцией, именно с момента отрыва в половине XI ст. Тмутараканского княжества от Киевской Руси, начинается формирование той особой славянской народности, прямыми потомками которой являются современные казаки . На территории Казакин, в составе Хазарской империи на протяжении сотен лет, а, затем, в составе Тмутараканского княжества в течение длительного исторического периода жили
общей жизнью две народности: славяно-русы и тюрки-казахи, имевшие идентичный народный быт, родственную этнопсихологию,
подвергавшиеся одинаково влиянию одной, византийской культуры, развивавшейся в одинаковой духовно-психологической атмосфере, а с середины IX ст. исповедовавшие общую христианскую веру.
Пройдя сложный путь многовекового совместного проживания на одной территории, в общих природных условиях, переживая одинаковые военно-политические события образовавшаяся народность Тмутараканского княжества явилась родоначальницей современного Донского Казачества , которое, в свою очередь, послужило источником становления других казачьих Войск, за исключением нынешних кубанских Черноморцев, потомков Запорожцев. Отсутствию упоминания в русских летописях о славянах Тмутараканского княжества казачьи историки дают свои объяснения: под влиянием тех военно-политических событий, которые совершались тогда на Востоке Европы, в силу наступившего (после смерти в 1054 г. в. кн. Ярослава), длительного периода междоусобной войны князей - началась дифференциация относительно единого славянского народа на Востоке Европы и наметились пути их расселения. Например, немного раньше «часть алан и черкас (касоги или касахи) Святослав после удачного похода на Хазарию, переселил на Днепр, где они, вместе с прибывавшими впоследствии другими тюрко-татарскими племенами, смешавшись с местным славяно-русским населением, усвоив его язык, образовали особую народность, дав ей своё этническое имя Черкасов (черные клобуки). Из этих Черкасов и создалось затем поднепровское казачество с Запорожьем».
В это время наметились, основные «ячейки», из которых впоследствии образовались те народно-государственные организмы, которые
впоследствии будут называться Русью Юго-Западной, Русью Северо-Восточнойи отдельно от них Русь Юго-Восточная (Казакия).
Население этих государственных организмов, в силу разрыва связи, попадает в различные географические, экономические и бытовые условия; жизнь и развитие их протекает в различной духовно-психологической атмосфере. В Восточной Руси широким потоком начинает вливаться финская этнокультура ; интеграция тюркского элемента усиливаетсяв Юго-Восточной Руси (Казакии); народ, который называется мигами, казахами, черкасами, кабарами (все они являются идентичными) полностью смешивается с населением Тмутаракани. Таким образом, наступает полный разрыв между отдельными частями славяно-русов Востока Европы и, что закономерно для Северо-Восточной Руси, а, следовательно, и для русских летописцев, Русь Юго-Восточная (Казакия) становится «землей незнаваемой». Но уже через сто с лишним лет, а именно с 1147 г.,русские летописцы снова упоминают о славянском населении Тмутараканского княжества, но называют его не славяно-русами, а «бродниками» . Эти «бродники», согласно русской летописи, - а это прежнее славяно-русское население Тмутараканского княжества - живут на той же территории славяно-русов, представляя из себя уже сложившуюся народность, стойкую, способную на противодействие чужому влиянию, что дало им возможность и под владычеством половцев сохранить свой славянский тип, язык, свою христианскую религию. У этих «бродников» были свои города, церкви, существовало даже земледелие, что совершенно противоречит предположению некоторых историков, которые производили это название от слова «бродить» (т. е., «бродники», по их версии, были бродячие люди, бездомные скитальцы, случайно забредшие на Дон). Такой подход опровергает известный русский историк П.В. Голубовский, который пишет: «Бродники есть община, выработавшаяся из остатков Подонского населения, вследствие исторических и этнографических условий, в которые это население было поставлено... Бродники жили в восточной части степи - в Подонье и по берегам Азовского моря; они исповедовали православие и
участвовали в предприятиях половцев». Ученый обоснованно утверждает, что бродники - это славяно-русское население Тмутараканского княжества.
Казачьи историки название «бродники», установившееся за населением Тмутараканского княжества, объясняют следующим образом: в те времена всякое славяно-русское население и его войско входило в состав того или иного русского княжества; славяно-русское же население Тмутараканского княжества не входило ни в какое княжество, а войско его помогало и воевало с кем хотело, и в этом смысле было «бродячим». Исследователь казачества И.Ф.Быкадоров пишет о том, что новая народность - бродники образовалась от смешения русов с тюркскими племенами.Данное название, которое является не этническим , а бытовым и профессиональным, могло быть дано потому, что, очевидно, «они из войны сделали себе род ремесла, как средневековые швейцарцы или ландскнехты, и участвовали в войнах на стороне различных суверенов из-за материальных выгод - «бродили» от одного к другому. Возможно и другое объяснение: бродникам поручалась охрана бродов на Дону и по другим рекам». Бродники, входя в состав половецкого государства , участвуя в войнах вместе с ними, часто действуя и самостоятельно, отличалисьсвоим особым общественным и военным устройством, управлением, имели своё войско и приобрели широкую известность в Европе.Они представляли из себя настолько серьёзную организованную силу, что появившиеся в первой четверти XIII ст. на Востоке Европы новые кочевые завоеватели - монголы - установили с ними добрые взаимоотношения. Во время первого монгольского нашествия, в битве на Калке в 1223 г., бродницкое войско под водительством своего воеводы Пласкини , дралось против половцев и русских князей на стороне монголов. Поэтому совершенно естественно, что «бродники» в течение всего
времени владычества монголов на Востоке Европы до конца XIV ст.,
будучи на хорошем счету у монголов, сохранили в полной неприкосновенности свое народно-общественное устройство, свою религию, свою военную организацию и широкую национальную автономию.
Если же принять во внимание существовавшую у монголов определённую политическую систему не вмешиваться во внутреннюю жизнь уже покорённого народа и полную веротерпимость, то логично предположить, что бродники при монголах сохранили в полной неприкосновенности своё национальное лицо, внутреннее устройство своей народной жизни. Бродники подпадали под защиту этой монгольской политической системы, так как с самого начала появления монголов явились их верными союзниками. Поэтому они пользовались в полной мере всей «льготой», предоставляемой этой монгольской системой и сохранили в полной неприкосновенности этнокультурную и этнопсихологическую автономность : прежнее внутреннее устройство народной жизни, управления, организации, народно-хозяйственной деятельности, быта и пользовались полной свободой вероисповедания. В 1261г.для бродников была учреждена подонская епархия .В период монгольского владычества на Востоке Европы (1240-1400) в государственной системе Золотой Орды население Северо-Восточной Руси (Московия) , будучи земледельческим, играло роль поставщика материальных средств завоевателям(монголам); бухарцы, хивинцы, камские болгары выполняли функции торгового класса, сословия; а народы степной полосы, в том числе и бродники , являлись
для монголов необходимой вооружённой силой , вместе с самими
монголами являясь источником военного могущества Золотой Орды.
Бродники были свободны от дани и податей, подчинены непосредственно Хану Золотой Орды, сохраняли в полной неприкосновенности своё национальное лицо, этнокультурную идентичность.В их обязанность входила постоянная боеготовность конного войска.Итак,занимая в государственной системе Золотой Орды положение и значение военно-служилого сословия , внутри себя население Подонья было свободным и вольным народом.О том, что славянское население Тмутараканского княжества (Подонья), не исчезая, проживало в составе Золотой Орды и за время пребывания под её властью приобрело своё народное название «каляк» , свидетельствует выписка из древней летописи в часовне на Лубянке, в честь иконы Божией Матери, Выписка гласит:
«Там, на верховьях Дона, народ христианский воинского чина
живущий, зовомый козаци , в радости сретающий его (Вел. кн. Дмитрия Донского ) со снятыми иконами и со кресты поздравяюща ему».

16 мая 2014 года в г. Белая Калитва Ростовской области на базе кадетской школы-интерната «Белокалитвенский им. Матвея Платова казачий кадетский корпус» открылся «Духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде: опыт Ростовской области». На открытии семинара с публикуемым ниже докладом выступил председатель .

Мы с вами собрались накануне особенной даты, 700-летия рождения святого преподобного Сергия Радонежского, и обращаемся к примеру жизни Преподобного, его образу как идеалу служения Богу, Отечеству и народу, чтобы утвердиться в отношении нравственных идеалов воспитания казачьих детей и молодежи, духовного возрастания всего казачества.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл : «Как духовное завещание святого звучат ныне слова преподобного Сергия Радонежского, донесенные до нас благочестивым преданием: "Любовью и единением спасемся". Это назидание особенно актуально сегодня. Мы — наследники Святой Руси, проживающие в разных государствах, но имеющие общую веру, историю, и культуру, — призваны Богом к высокой ответственности за сохранение бесценного сокровища православной традиции, принятой нами от предков. Мы призваны делом и самой жизнью являть «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), противостоя розни века сего».

Особо близки эти слова казакам, так как казачество в истории России всегда играло особую роль — оно населяло окраины страны, защищая его рубежи. Приходя на новые земли, казаки приносили с собой земледелие, а для общинной жизни — крест и Евангелие. Казаки строили и крепости и храмы, православные традиции свято хранились в казачьих станицах, передавались из поколения в поколение. Казачий историк XIX столетия В.В. Пудавов так характеризует образ жизни людей вольного периода казачьей истории: «Проникнутая высоким чувством христианства, жизнь эта пролегала в непрерывной кипучей борьбе и, нося на себе кровавый венец мученический, всегда оставалась торжествующей победительницею во славу веры Христовой и царства Русского». Первыми словами боевого девиза, вышитого золотом на знаменах казаков, были — «За веру…». Служению вере казак отдавал всю свою жизнь без остатка. Но если в начале своего жизненного пути это была активная, деятельностная форма с оружием в руках, то затем, если ему удавалось дожить до преклонных лет и не погибнуть на поле брани, он посвящал себя истинно духовному служению. Как правило, путь состарившегося казака, «переход майдана», лежал в этом случае в монастырь, где он очищался от последствий «кровавого промысла» подвигами духовными.

В основе образа жизни казака лежат, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Самая главная идеология казачества — любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке. Необходимо совместными усилиями реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «казак без веры — не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности.

Воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать и исчезать. Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора, это вопрос быть или не быть казачеству. Лишь при условии принадлежности к Церкви, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

По мнению доктора педагогических наук, казака Сергея Николаевича Лукаша, «идеал беззаветного служения Отечеству, сформировавшийся в казачьей среде, проистекал, в первую очередь, из православного идеала служения Богу во Христе. Принципиально важно, поэтому, объединять усилия Церкви и школы в становлении у учащихся смыслов и ценностей казачьей культуры. Единение это должно основываться не на механистическом, бессистемном подходе, выражающемся в разовых акциях школы и Церкви. Оно должно произрастать из традиций казачьего общежития и русской соборности, совместной жизни детей и взрослых, объединенных благородной целью возрождения казачества и его культуры».

АКТУАЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Об этом свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ. Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.


ДУХОВНОСТЬ – особое отношения к миру на основе осознанного или неосознанного убеждения в том, что в мире есть Нечто более высокое, чем материальные ценности. Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть ДУХОВНОСТЬ.




ВЕСТЬ Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, …ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.


НРАВСТВЕННОСТЬ - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.


ПРИЗНАКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ 1) позитивный взгляд на жизнь и внутреннее равновесие; 2) способность к концентрации; 3) способность обуздывать негативные эмоции; 4) высокий уровень социальной активности; 5) понимание личностей и ситуаций; 6) способность вычленять важнейшее из множества неважного; 7) вегетативную стабилизацию; 8) внимательность и собранность; 9) способность слушать и слышать, смотреть и видеть, выбирать себя и выбирать себе; 10) способность ориентации, которая позволяет человеку занять адекватную позицию в окружающем нас мире.




КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 1. Нравственные чувства (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм). 2. Нравственный облик (терпение, милосердие, кротость, незлобливость). 3. Нравственная позиция (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний). 4. Нравственное поведение (готовность к служению людям и Отечеству, проявления рассудительности, послушания, доброй воли).






Цель духовно- нравственн ого воспитания На основе дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей, интересов и потребностей учащихся Как делать? Духовно- нравственная культура с учетом кубанских традиций, обрядов На каком содержан ии? Со всеми субъектами образования С кем делать?


ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества воспитание патриотов гармоничное духовное развитие личности, привитие доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим воспитание граждан демократическог о государства, уважающих права и свободы личности воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; развитие национально й культуры
















НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ? ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ТРУД основа человеческого бытия, наиболее полно характеризующая сущность человека. ЧЕЛОВЕК абсолютная ценность, «мера всех вещей», цель, средство и результат воспитания. КРАСОТА фактор благополучия в мире, результат разумной духовной деятельности человека, средство его творческого развития. СЕМЬЯ начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности. ЗЕМЛЯ общий дом человечества, вступающего в новую цивилизацию ХХI века, Земля людей и живой природы.


Общечеловеческие ценности ЗНАНИЯ результат разнообразного и, прежде всего творческого, труда. Знания ученика – критерий труда учителя. ОТЕЧЕСТВО единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. КУЛЬТУРА великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так в особенности в духовной жизни людей. МИР покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.








НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ? Традиции и обряды, связанные с жильем Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, связанные с рождением ребёнка Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Традиции и обряды, обеспечивающие благополучие в семье Свадебные традиции и обряды Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции и обряды, обеспечивающие подготовку к концу земной жизни Традиции семьи Традиции семьи


Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Мужские ремесла Художественная обработка камня. Художественная обработка стекла. Художественная обработка кости. Художественная обработка рога. Художественная обработка кожи. Обработка драгоценных камней. Ковань. Лозоплетение. Резьба по дереву. Керамика. Металлопластика. Торевтика. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. Женские ремесла. Вышивка. Мережка. Художественная обработка соломы. Художественная обработка кукурузной шелухи. Вязание крючком и спицами. Лоскутковая техника. Ковроткачество. Петриковская роспись. Кулинарное мастерство. Цветоделание. НА КАКОМ СОДЕРЖАНИИ ДЕЛАТЬ?.








ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 1.Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений), правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года. 2.Проблема малого числа подлинных носителей традиционной культуры кубанского казачества 3.Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. 4.Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. 5.Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры; на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 1. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. Издательство Планета Фёдорова Т.Ф. Духовно-нравственное воспитание школьников. (7 – 9 кл.). Из опыта работы классного руководителя. – Армавир, Технология этнокультурного воспитания. Бондарева Н.А. - Армавир, 2011 г. 4. Духовно-нравственная культура. Бондарева Н.А. – Армавир, 2011 г.

Loading...Loading...