Чайная церемония по японски. Японская чайная традиция. Интересные факты о чайной церемонии в Японии

Чайная церемония в Японии – это важная часть культуры Страны Восходящего Солнца. За определенный срок времени она из обычного чаепития стала целым искусством, основанным на философии буддизма дзен. В каждом элементе и этапе церемонии таится глубокий смысл.

Все направлено на то, чтобы участники этого ритуала не просто отдохнули от суеты бренного мира, но и полностью очистили ум и душу, достигнув гармонии. Пожалуй, только в чаепитие стало обрядом, имеющим строжайшие правила и четкую последовательность действий. Этот порядок действий складывался на протяжении целых 700 лет, став таким, каким сейчас он и проводится.

Как складывалась и развивалась чайная церемония в Японии

Появление ритуальных чаепитий в Стране Восходящего Солнца происходит в 7–8 веке – именно тогда в Японию завезли чайную заварку. Благодарить за это нужно монахов, которые доставили его сюда из , где они использовали его для того, чтобы медитировать. Вместе с ростом распространенности буддизма росло и употребление этого напитка.

Примерно в XIII веке активно употребляла вся высшая знать. Проводились даже целые турниры-соревнования, где было представлено огромное число сортов напитка, а участвующие пытались определить, попробовав его, что это за сорт и где он вырос. Постепенно дошла традиция чаепития и до простых горожан, однако проводилась она не с таким размахом – это было, скорее, скромное времяпровождение в компании родных или друзей за распитием чая и степенной беседой.

Чайная церемония формировалась под влиянием . Первым, кто создал порядок этой традиции, стал монах Даё. Позднее он обучил этому искусству других монахов, которые стали чайными мастерами. Но большой толчок к развитию в Японии осуществил Мурата Дзюко – он не только внес некоторые преобразования, но и научил ритуалу сёгуна Асикага Ёсимицу.

В отличие от первоначальной идеи чаепития, подразумевавшей роскошь, Мурата предпочел простоту и натуральность. Благодаря ему все принципы современного чаепития были объединены:

  • гармония;
  • почтительность;
  • чистота;
  • покой.

Новаторства продолжались – в дальнейшем мастерами в обязательные пункты чаепития были внесены: домик, сад и каменная дорожка. Особое внимание уделялось окружающей обстановке. Она из яркой и роскошной превратилась в спокойную, призванную обратить внимание на прелесть обычных вещей, негромких звуков и пастельных расцветок – все это соответствовало принципам буддизма.

К сожалению, мастеру Рикю, который и сделал традиционную обстановку такой простой, пришлось совершить самоубийство по приказу своего господина – Тоётоми Хидэёси. В качестве причины выступило расхождение взглядов – хозяин предпочитал роскошную обстановку и посуду из золота.

Однако и после этого развитие чайной церемонии в Японии продолжалось. В конце 17 – начале 18 века открылось несколько школ, где мастера обучались и проходили аттестацию. Руководитель школы – измото, должен был поддерживать неизменность ритуалов чаепития.

Порядок и символика чайной церемонии в Японии

Будет неправильным назвать любое употребление этого напитка – в нынешнее время они проводятся далеко не всегда. Но классические традиции все еще живы – их можно даже изучить на курсах, совершенствуясь в дальнейшем. Что касается совершенства, нет такого мастера, который мог бы про себя уверенно сказать, что он достиг идеала в проведении ритуала – это искусство бесконечно, и познавать его придется постоянно.

Суть чайной церемонии в Японии, как и везде, заключается в проведении встречи чайного мастера и приглашенных, чтобы вместе неспешно беседовать, наслаждаясь отдыхом, привкусом и запахом чая, окружающей красотой. Традиционная церемония обязательно совершается в специальном месте и включает в себя несколько шагов, которые осуществляются в определенном порядке.

Виды церемонии

В целом в Японии видов церемонии много, но есть несколько традиционных:

  • ночная церемония . Чаепитие принято начинать, когда восходит луна. Гостей приглашают к 22-23 часам, а провожают около 4-х утра. Напиток для этого вида ритуала принято делать очень крепким: сухие листья перетирают до тех пор, пока они не превратятся в порошок, и заваривают. Разумеется, пить напиток такой крепости на пустой желудок не стоит, поэтому перед чаепитием гостей принято накормить;
  • чаепитие на восходе солнц а. Длится оно примерно с 3-4 часов до 6 утра. Это идеальное время для расслабления и медитации;
  • утренний ритуал . Обычно проводится в самые жаркие месяцы. Его принято начинать в 5-6 утра, когда воздух еще не начал нагреваться;
  • послеобеденная церемония . Ее начинают в час дня. Участников сначала угощают обедом, а после пьется чай с пирожными. До того, как приступить к чаепитию, в саду можно вымыть руки, пообщаться с другими гостями и немного расслабиться;
  • вечерний ритуал . Длится с 6 вечера до захода солнца;
  • специальная чайная церемония . В Японии ее проводят, если нужно отпраздновать какое-либо событие: особенные дни, дружескую встречу. В более ранние времена ритуал проводили, подготавливаясь к сражениям или ритуальному самоубийству сэппуку, известному как «харакири». В этих случаях чайный мастер должен был внушить уверенность и укрепить дух участников перед важным событием.

Где проводится чайная церемония

В Японии чаепитие принято проводить в специально созданных для этого местах. Как правило, это помещение огораживается, а для входа предназначены тяжелые ворота из дерева. Перед приходом участников церемонии хозяин открывает их, чтобы спокойно заниматься подготовкой, не отвлекаясь на встречу гостей.

Обычно на этом отгороженном участке находится небольшой садик и один или несколько домиков. Нет какого-либо строго свода правил насчет их расположения. Но одно требование все же имеется: каждый элемент должен гармонировать с природой. Сразу за воротами располагается комнатка, где участники церемонии оставляют свои вещи и переобуваются. После этого все собираются в одном помещении для гостей, где ожидают начала церемонии и беседуют.

Выделяют три важных места:

  • чайный домик;
  • каменная дорожка.

Это важно! Но если, по каким-либо причинам, осуществить классическую церемонию в домике невозможно, допустимо ее проведение в отдельной комнатке или за чайным столом.

При помощи чайной церемонии в Японии стремились достигнуть внутренней гармонии. Подготовка к чаепитию начиналась еще до вхождения в домик.

Дорожка к чайному домику (родзи)

Начинается путешествие к чайному домику с дорожки, выложенной камнями. У нее имеется особое название – родзи. Все камни для родзи обязательно должны быть естественной формы, чтобы не создавать обыкновенный тротуар. Дорожка должна походить на тропинку в горах, дополняя общую атмосферу. Делая первый шаг на дорожку, гость вступал в первую стадию медитации, предвкушая церемонию и забывая о проблемах за пределами сада. Чем ближе участник подходит к самому домику, тем его сосредоточенность становится сильнее, а медитация вступает во вторую фазу.

Интересна история происхождения каменной дорожки. Согласно легенде, для сёгуна Асикаги выкладывалась дорожка из бумаги, чтобы по пути к домику его одеяния не промокли от утренней росы. Само слово «родзи» означает «земля, покрытая росой».

Это важно! В самом конце дорожки, непосредственно около входа в домик, имеется колодец, также сделанный из камня. Он служит для проведения процедуры омовения перед совершением чайного ритуала, символизируя полное очищение души и тела.

Чайный сад (тянива)

Чайный сад носит название «тянива». Обычно он небольшого размера, и напоминает склон горы, заросший деревьями. Каждая мельчайшая деталь должна быть тщательно подобрана таким образом, чтобы все вместе они играли в одном общем ансамбле спокойствия и отрешенности. Всю красоту сада можно оценить на фото.

В жаркие месяцы садик обеспечивает прохладу и приятную тень. Из растительности в саду присутствуют кипарисы, сосны, и другие вечнозеленые деревья и кустарники. В качестве декоративных элементов размещаются камни разного размера и старые фонари. Все они обязательно располагаются хаотично, имитируя природный беспорядок.

Фонарям в Японии отводилась отдельная роль. Они предназначались не только для украшения, но и освещения дороги участникам , проходившей в ночное время. При этом свет, исходящий от фонарей, не должен излишне привлекать внимание. Его должно хватать лишь для того, чтобы можно было видеть дорогу.

Чайный домик (тясицу)

В Японии чайный домик носит название «тясицу». Тясицу – это воплощение простоты, в его обстановке не должно быть ни одной детали, которая бы излишне привлекала к себе внимание или отвлекала от процесса чаепития.

Согласно истории появления ч в Японии, мастер Мурата, проводивший эти ритуалы для сёгуна Асикаги, выбирал для этого небольшую и простенькую в обстановке комнатку. Разумеется, это непросто среди роскоши, из которой состояла резиденция повелителя. Но для абсолютного погружения в атмосферу гармонии и спокойствия необходимо было полностью отдалиться от земных проблем и богатства. Несколько позже другим мастером было введено новшество – строить отдельное здание для ритуала, которое было похоже на обычный крестьянский домик, крытый соломой.

Тясицу – это одна комнатка. Вход в нее настолько узок, а потолок – низок, что попасть в основную комнату возможно, только если наклониться достаточно низко. Это не просто особенности строения – здесь сокрыт более глубинный смысл. Любой участник церемонии, входящий в домик, таким образом вынужден поклониться другим, независимо от своего социального статуса и положения в обществе.

Еще одна функция низкого входа была особенно актуальна во времена войн. Входящие самураи не смогли бы попасть внутрь, не сняв оружия – длинный меч попросту не пролезал в узкий маленький проход. Поэтому даже тем, кто был озабочен проблемами и сражениями, приходилось оставлять их за порогом домика и полностью погружаться в чаепитие.

Внутреннее убранство

В тясицу достаточно много окон, около 6 или 8. При этом их величина, как и форма, могут быть различными. Их предназначение состоит совсем не в том, чтобы можно было видеть улицу. Окна служат всеголишь для того, чтобы в комнатку проникало достаточно света. Обычно окна закрывают, но в редких случаях (если снаружи очень приятный и живописный вид) рамы раздвигают, чтобы участники церемонии могли любоваться природным изяществом.

Интерьер тясицу прост и аскетичен. На полу лежит татами, а стены покрывает глина, которая, отражая свет, создает особое ощущение умиротворения. Важнейший элемент комнаты – это ниша в стене, названная токонома. Располагается она всегда напротив входа. До чайной церемонии в Японии в эту нишу помещают курильницу и цветы. Кроме этого здесь находится и свиток с изречениями, подбирающимися чайным мастером, – какэмоно. Во время чаепития принято обсуждать содержимое этого свитка. За счет своего расположения токонома – первое место, которое сразу привлекает к себе взгляды входящих.

Это важно! Непозволительно размещать в тясицу другие виде декора, кроме элементов, находящихся в нише. В самом центре комнатки находится очаг из бронзы, где и варится напиток. Размер самой комнаты обычно составлял около 8 .

Для полного погружения в гармонию японцам необходима тень и полумрак. Поэтому все обустройство интерьера целиком направлено на создание подходящей атмосферы и достижение внутренней гармонии.

Какая посуда понадобится для проведения чайной церемонии в Японии

Вся посуда, которая будет использоваться в ходе проведения ритуала, должна гармонировать между собой. Это не означает, что вся она должна выглядеть одинаково. Достаточно, чтобы между элементами было сходство, и ни один из них не выделялся на фоне других.

Для проведения церемонии понадобится:

  • шкатулка, где хранится заварка;
  • чайник, где будет греться вода;
  • одна большая чаша, из которой напиток пьется совместно с другими;
  • индивидуальные чашечки для участников;
  • ложечка для чая;
  • специальное приспособление для размешивания напиткаво время приготовления.

Это важно! Каждый элемент посуды должен быть простым, в идеале – старым, передававшимся многие годы из поколения в поколение. Материалы, из которых производится посуда, природные – дерево, медь, бамбук. Чаши, преимущественно, изготавливают из керамики, не применяя к ним никакого украшения.

Непременное условие – абсолютная чистота каждого предмета. При этом японцы не очищают посуду до блеска, как это любят в странах Европы. Идеальной утварью для чайной церемонии в Японии является та, которая хранит следы старины и потемнела от времени, использовавшись достаточно долго.

Как называется утварь, используемая во время чайной церемонии в Японии

Во время ритуального чаепития используется не так уж много утвари, но любая из них по-своему важна.

  • чашечка из керамики – нацумэ.
  • ложечка из бамбука или другого сорта дерева – чашаку.
  • чашечка для чая – чаван.
  • специальная мешалка для напитка – часен.
  • чайник, где заваривается чай – мидзукаси.
  • ковшик для японской чайной церемонии, при помощи которого готовый напиток разливается по чашечкам – хишаку.
  • кусочек ткани, которым принято очищать посуду – фукуса.
  • ткань для подачи чая – кобукуса.

Как проводится чайная церемония в Японии

Здесь принято приглашать на чаепитие заранее. Приглашение обязательно официальное. Каждый участник за несколько дней до ритуала должен обязательно отправить организатору чаепития свою благодарность.

Обычно число приглашенных гостей составляет 5 человек и чайный мастер. Одежда должна быть однотонной, неярких расцветок. Идеально подойдут традиционные японские кимоно из шелка. С собой обязательно следует иметь веер.

Все участники собираются в специальном павильоне, где происходит выбор почетного гостя – секяку. На выбор влияют звание, социальный статус и ранг. После этого определяются основные детали : в каком порядке участники пройдут через чайный садик, омоют руки и лицо в колодце, войдут в дом, где и как сядут, кто и после кого получит чашечку с чаем и другое.

Сам процесс делится на два ритуальных этапа.

Первый этап чайной церемонии в Японии

Начинается он со сбора всех участников в павильоне. Его главная цель – создание настроения и атмосферы ожидания чаепития как прекрасного процесса, доставляющего удовольствие. В общем месте сбора принято подавать кипяток в маленьких чашечках.

После этого небольшого вступления все участники вступают на дорожку, идущую через садик к домику. Сам проход через тянива очень важен – это, своего рода, уход от насущных мирских проблем, удаление ото всех неприятностей и негативных эмоций. Любуясь прекрасными деревьями и кустами, а также декоративными элементами в виде камней и фонарей, гости освобождают в своем создании место для гармонии и успокоения.

Около входа в тясицу, в самом конце каменной дорожки, участников встречает мастер, который приветствует каждого. После этого обязательно проводится омовение в расположенном около входа колодце. Ритуальное омовение – это символ полной чистоты тела и души. Зачерпнуть воду из колодца можно при помощи небольшого ковшика. Участники должны омыть сначала руки, лицо, а потом ополоснуть рот. Каждый ополаскивает ручку ковшика, воспользовавшись ею.

По окончании обряда омовения все заходят в домик. Узкий вход с низким потолком – символ окончательного ухода от всего окружающего. Кроме того, он означает и равенство всех гостей, принуждая поклониться при входе. Обувь принято поставить на пороге.

Когда гости зашли и расположились на своих местах, огонь уже зажжен, а емкость с водой уже находится над огнем. Первое, на что обращают внимание при входе – это токонома. В ней хозяин располагает курильницу, цветы и свиток с надписями. Эти надписи – изречения – задают тему чаепития, а также показывают моральное состояние мастера. Сам же хозяин должен входить в комнатку в последнюю очередь. Но это происходит не сразу, а только спустя некоторое время – участники должны успеть, не торопясь, изучить свиток с изречением и остальные предметы, находящиеся в нише.

Подготовка к приготовлению чая

Входя в тясицу, мастер обязательно кланяется. Впрочем, не поклониться невозможно из-за особенностей входа. Место хозяина находится недалеко от очага, напротив остальных участников. Здесь же лежит посуда, которая пригодится при заварке чая: шкатулка с заваркой, мешалка и чашка.

Это важно! Именно на этом этапе, пока греется вода, совершается трапеза «кайсэки». Она включает в себя легкие блюда, которыми не наедаются, а просто слегка утоляют голод.

В Японии говорят, что пища, которую подают во время чаепития, должна радовать глаз, а только потом – утолять голод. Название трапезы произошло от нагретого камешка, который в старину использовали для уменьшения чувства голода. Сладости к чаепитию подают только по окончании основной трапезы, и носят название «омогаси».

После легкой трапезы гости ненадолго покидают домик. Во время небольшой прогулки люди готовятся ко второму этапу церемонии – употреблению чая. Пока гости вышли, мастер должен сменить свиток на цветочную композицию, которая носит название «тябана». Каждый элемент имеет свое значение, и составляется на основе единства контрастирующих составляющих. Нередко используется ветка сосны, символизирующая долговечность, и камелия, олицетворяющая собой нежность.

Заварка чая

Заварка чая – своего рода подготовка к самой важной, второй части в Японии – употреблению напитка. Спустя некоторое время участники опять входят в комнату и располагаются на своих местах. Чайный мастер начинает готовиться к приготовлению напитка. Вся подготовка, а также заварка напитка производятся в полной тишине. Гости должны наблюдать за тем, что делает мастер, слушать звуки, производимые силами природы:огнем, водой, паром. Во время этого этапа участники полностью расслабляются, медитируя. Нередко используется и музыка для – легкая, расслабляющая.

Музыка для чайной церемонии

До начала приготовления напитка мастер проводит ритуал очищения посуды при помощи шелковой ткани, а только потом приступает к заварке. Каждое движение во время этого отработано годами и следует одно за другим в строгом порядке. Двигаться принято в такт своему дыханию, чтобы гости, наблюдающие за процессом, дышали в расслабленном ритме.

Готовится чай в чайнике из меди, стоящий на подставке с углями из сакуры. Напиток должен получиться густым и крепким, поэтому обычно на 0,5 л воды используют 150 гр листьев чая. Хозяин строго следит за тем, чтобы температура воды была не выше 90 °С. Заварка засыпается в чашу из керамики и заливается частью воды. Смесь размешивается специальной мешалкой до тех пор, пока не появится стойкая зеленая пена. Только после этого можно добавить остальную часть кипятка.

Этот самый первый, густой напиток называется «койтя». После того, как гости выпьют его, хозяин готовит более легкий «маття». Он варится из порошка зеленого чая. При его приготовлении берется стакан воды и 5 гр чая. Приготовление чая целиком можно посмотреть на видео – так будет легче запомнить этапы его приготовления и заметить кое-какие тонкости.

Что обычно учитывают при заварке:

  • напиток должен быть достаточно густым и терпким. Поэтому соотношение воды к заварке обычно находится в соотношении 1:5;
  • вода не должна закипеть, но она не может быть и слишком прохладной. Наиболее подходящей считается температура от 70 до 90°С;
  • нередко в воду кладут кусочки металла, чтобы она закипела как нужно. Это не просто практическая необходимость, но и символическое единение сил природы – воды, металла, и воздуха – пузырьков, поднимающихся со дна.

Второй этап чайной церемонии в Японии

После приготовления чая наступает второй этап – его употребление. Большую чашку с напитком мастер, кланяясь, подает участникам. Обычно это происходит по старшинству или начиная с почетного гостя.

Участник, которому дали чашу, берет ее правой рукой и перемещает на левую, где уже лежит шелковый платок. Положено сделать кивок тому, кто в очереди следующий, а только после этого отпивать чай. После этого край чашки обтирается салфеткой, а сама емкость передается другому человеку. Совершив путешествие по кругу, чаша снова переходит к мастеру. Эти действия направлены на то, чтобы можно было почувствовать единение и общность всех участников.

Это важно! После этого готовится легкий чай в индивидуальных чашечках. На этом этапе гости беседуют. Но здесь не обсуждаются обычные дела. Обычно рассуждают о свитке в нише, красоте букета, вкусе и аромате чая.

Когда приходит пора завершить , мастер, извиняясь, выходит из комнатки. У гостей еще осталось время осмотреть цветы, очаг. Когда же приходит пора уходить участникам, мастер стоит около входа, кланяясь каждому из них. Когда все уходят,мастер не долго находится в домике, медитируя и вспоминая детали церемонии. После этого можно убрать всю утварь, цветы, и протереть татами. Таким образом подводится итог тому, что здесь происходило совсем недавно.

– это целый ритуальный процесс, который требует слаженности всех участвующих. Каждый гость должен быть полностью сосредоточен, отойдя от всех посторонних проблем и мыслей. Это очень красивое искусство, и не зря в нем постоянно совершенствуются – красота должна постоянно развиваться, чтобы улучшать мир и окружающих людей, создавая гармонию между ними.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Что может быть лучше чашечки ароматного чая в череде будничных дел? Только чашечка ароматного чая где-нибудь на японских просторах! Итак, сегодня мы с вами погрузимся в атмосферу гармонии и спокойствия, а заодно узнаем все про чаепитие в Японии.

Сегодняшняя статья поведает, почему приготовление чая для японцев – настоящее искусство, как оно пришло на их родину, в каких случаях проводятся церемонии, где проходят чайные мистерии. Также вы узнаете, как называются все эти многочисленные чашечки и чайники, как мастер чайного ритуала воплощает свои таланты. Ответы на эти вопросы и другие интересные факты – в статье ниже.

Путь чая

Японская чайная церемония носит название «садо » или «тядо » и значит «путь чая», «чайное искусство». И это совсем не преувеличение – чтобы овладеть искусством, будущие мастера учатся долгое время, постигают все тонкости, связанные с чаем.

Чайная церемония – это традиционный японский ритуал, который отличается необычайной эстетикой и сложностью. Его можно назвать таинством, происходящим между участниками, особой формой общения и единением душ.

Во время чаепития люди наслаждаются эстетикой окружающего мира, неспешно беседуют, отдыхают и наполняются гармонией. Ритуал проходит в особом помещении и следует строгим правилам, которые остаются неизменными многие века.

Сегодня в Японии существует больше пятидесяти крупных школ, обучающих мастерству чайной церемонии. Они распространились по всему миру – их представительства имеются в двадцати государствах, в том числе в России.

На японские земли традиция пить чай пришла с материка, а точнее, из Китая, где люди испокон веков ценили терпкий вкус напитка и выращивали целые плантации. Но в то время как жители Китая вкладывали в ритуал принципы , японцы отождествляли его с , поэтому церемонии здесь проходили просто, естественно, в спокойной атмосфере.

Японское ритуальное чаепитие придерживается нескольких правил:

  • почтение и взаимное уважение гостей и мастера;
  • чувство гармонии во всем: как в используемых предметах, так и в мироощущении действующих лиц;
  • спокойное, безмятежное расположение духа;
  • чистые помыслы, действия, ощущения.

Исторический экскурс

Судя по историческим справкам, чай достиг японских берегов приблизительно в 7-8 столетии. Его привезли буддийские монахи из Китая, которые сделали чаепитие частью практики.


Буддийское учение распространялось, а с ним – его традиции. Буддисты пили чай во время медитативных практик, даровали в качестве подношений. Так привычка пить чай укоренилась среди адептов буддизма.

В 12 столетии монах Эйсай подарил правителю Минамото книгу, которая рассказывала о пользе чая для здоровой и долгой жизни – обряд чаепития начал распространяться в придворных кругах. Веком позже чайные церемонии стали популярны среди самураев. Они отличались пышностью и ритуальностью.

Постепенно чай перестал быть исключительно напитком монахов – он набирал обороты среди аристократов. Они проводили настоящие турниры, в ходе которых проводилась дегустация разных видов чая, и участникам нужно было отгадать, что это за сорт и откуда он привезен.

Элемент игры перерос в безумное торжество и веселье – сотни мужчин и женщин принимали ванны – так называемые фуро – наполненные чаем, который оттуда же и пили. Все действо заканчивалось фуршетами с огромным количеством угощений и сакэ. В тот момент люди думали о лечебных свойствах чая в последнюю очередь.


Чайная церемония в Японии. Гравюра

Простому населению, жителям городов и земледельцам, чаепитие также пришлись по вкусу. Ритуалы были более скромными, нежели среди знати, но помогали отдохнуть в перерыве между тяжелым трудом, насладиться моментом и побеседовать на отвлеченные темы. Все элементы – принятие чайных фуро, строгие правила турниров, скромность церемоний обычных людей – позже сложились в единый ритуал, который теперь считается классикой.

Наибольшего развития чайное искусство достигло в XVI-XVIII века. Оно связано в первую очередь с именем Дзёо Такэно, придумавшим особое сооружение – чайный дом – тясицу , отличающийся скромностью и простотой.

Позже его ученик Сэн-но Рикю в дополнение к тясицу создал сад, а также тропинку, вымощенную из камня – родзи. Вместе с тем он определил этикет: когда и о чем вести разговор, как мастер должен проводить церемонию и наполнять гостей гармонией изнутри. Также Рикю ввел традиционную посуду, и чайная церемония стала отличаться не напускной, внешней красотой, а внутренней, скрытой в мягких цветах и приглушенных звуках.


Сен-но Рикю (1522-12.04.1591). Один из основоположников японской чайной церемонии

Чаепитиями стали увлекаться все японцы: от бедных слоев населения до императорской семьи. К 18-му столетию появилась сеть школ, обучавших чайному мастерству. Руководили ими иэмото – они помогали освоить ученикам искусство, учили всем нюансам: разбираться в сортах чая, правильно его заваривать, вести непринужденные беседы, создавать в компании дружественную и гармоничную обстановку.

Виды чаепитий

У японцев есть много поводов, чтобы собраться на чайную церемонию:

  • ночь – церемония проходит при лунном свете, гости собираются около 12 часов ночи, а расходятся до рассвета – до 4 часов;
  • восход – приблизительно с 3-4 часов до 6;
  • утро – с 6 часов, чаепитие проходит в жаркое время года, когда утром еще можно насладиться прохладой и неспешной беседой перед рабочим днем;
  • послеобеденное время – завершает обеденную трапезу, к чаю могут подаваться сладости;
  • вечер – чаем заканчивается трудовой день, приблизительно в 18 часов;
  • особый случай – это может быть любой праздник, такой как свадьба, рождение ребенка, день рождения или просто повод собраться с друзьями. Это особая церемония, которая носит название «риндзитяною » – люди специально приглашают чайного мастера, обладающего опытом проведения ритуалов.

Место для чаепития

Чаепитие проводится на особой территории. В идеале это сад, в нем тропинка ведет к дому – здесь проводится сама церемония.


В современных реалиях у японцев часто нет возможности обзавестись собственным садом, поэтому местом проведения нередко выступают обычные помещения, отдельные комнаты или даже просто небольшой столик .

Сад – тянива

Он обычно огорожен забором, а перед входом стоят ворота. За воротами гости могут оставить личные вещи и переобуться. Тянива обычно небольшой, но очень уютный. Здесь царит атмосфера спокойствия и приглушенной эстетики.

Вечнозеленые растения, высаженные на территории, ограждают сад от ярких солнечных лучей. Повсюду встречаются камни, поросшие мхом, и декоративные фонари. Вечером и ночью они неярко святят гостям, провожая их к сказочной мистерии.

Тропинка – родзи

Буквально название по-японски звучит как «дорога, окропленная росой». Обычно родзи вымощена природными камнями и напоминает тропу, петляющую между холмами.


Ее исполнение, размеры и форма ограничены лишь фантазией архитектора. В конце тропинки, перед самим домиком, стоит колодец, где гости могут совершить ритуальное омовение.

Дом – тясицу

Домик для чаепитий скромный и маленький, состоит всего из одной комнаты с шестью-восемью окошками. Они находятся довольно высоко, чтобы вид из окна не отвлекал от происходящего ритуала, а только пропускал рассеянные солнечные лучи.

Вход в тясицу низок и узок – такая хитрая конструкция заставляет поклониться, нагнувшись, всем присутствующим в комнате, независимо от их статуса в обществе. Во времена самураев узкий проход не позволял им входить в дом с оружием, воины были вынуждены оставлять его снаружи.

Домик обставляется очень просто: татами на полу, очаг в центре, а также стенная полка – токонома . На ней хранятся благовония, цветочная композиция и свиток, где написано изречение, подготовленное мастером специально для участников.


Подача

Напиток подается в специальной посуде – деревянной, бамбуковой, керамической или медной. Она не должна быть вычурной, наоборот, стараются использовать старую или специально состаренную посуду, чтобы показать дань традициям. Но главное правило – все предметы должны быть чистыми и гармонировать между собой.

В ходе чаепития используют несколько предметов:

  • тябако – коробка, в которую насыпают чай;
  • тягама – сосуд, в котором нагревается вода;
  • тяван – чаша больших размеров, откуда все гости пьют чай во время первого круга;
  • хишаку, или чаван – небольшие чашки для каждого гостя;
  • тясака – бамбуковая ложечка для насыпания чая;
  • кобукуса – ткань, на которой подают чашки с чаем.


Гостей на чаепитие приглашают заранее, обычно пять человек. Приглашенные тщательно готовятся к церемонии, надевают специальную одежду, например шелковые кимоно.

Хозяин, он же мастер, приветствует всех присутствующих поклоном и угощает сладостями – кайсэки . Когда вода вскипит и немного остынет, он начинает готовить густоватый чай – маття . Остальные молча наблюдают за этим действом, перехватывают взглядом каждое движение.

Затем в тяване приготовленный чай передается по кругу, начиная с самого главного гостя. Каждый понемногу отпивает из общей чашки и передает другому, выражая тем самым доверие всем участникам.

После этого мастер наливает чай в индивидуальные чаваны, и гости наслаждаются неповторимым вкусом и густотой чая, ненавязчивым разговором и чувством спокойствия и тепла, разливающегося по всему телу.


В конце церемонии хозяин извиняется, кланяется гостям и покидает комнату. Это значит, что чаепитие закончилось.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Желаем вам непременно поучаствовать в чайной церемонии в лучших японских традициях.

Если вам понравилась наша статья, делитесь ей в социальных сетях, ставьте лайки, подписывайтесь на рассылку блога – впереди еще много интересного. До встречи!

Юлия Верн 6 130 1

Скрупулезность и этичность японского отношения к сущему, не могла не найти отражения, как в самом процессе чаепития, так и всех составляющих его элементах окружения. Месту проведения классического ритуала уделяется огромное значение, можно сказать, что это - отражение японской жизненной философии.

Территория, где расположен тясицу, всегда огорожена добротным, высоким деревянным забором, куда попасть можно только через строго отведенное место - тяжелые ворота, створы которых, не издают ни малейшего звука, несмотря на свой массивный вес. Открываются ворота, только перед началом проведения церемонии, когда начинается сбор гостей, которые никоим образом не должны мешать хозяину чайного дома в приготовлении к торжественному процессу.

Тясицу на берегу живого пруда, где плескаются увесистые карпы, может быть не единственным строением ансамбля. Расположение строений никак не регламентируется, однако всегда исполняется только один закон - любая строительная и культурная деятельность человека, должна строго вливаться в окружающую природу сада, служить ее продолжением и не выделяться на общем фоне цветовой гаммы.

Кроме тясицу, на территории сада зачастую расположены отдельные скромные домики, выполняющие роль прихожей, где гости могут сменить обувь и оставить верхние одежды в зимний период, а также - гостевые павильоны, где собираются участники церемонии, перед походом в главное сооружение - тясицу, находящегося в центре сада - тянива, по специально вымощенной природными камнями дорожке - родзи.

Тянива

Территория сада, как правило, скромно невелика, это позволяет обслуживающему персоналу постоянно поддерживать ее в идеальном состоянии. Чайный сад всегда имитирует какой-либо участок дикой природы, со свойственной ей природной беспорядочностью, которую точно обыгрывают старательные японские мастера.

Флора чайного сада представлена в большинстве вечнозелеными кустарниками и деревьями, бамбуком, кипарисами, соснами. Среди поросших мхом «диких» камней притихли еле заметные на общем фоне старинные фонари, освещающие тусклым, мягким светом, который не помешает сосредоточению, дорожку к чайному домику - родзи, в темное время суток.

Родзи

Чайная дорожка строится таким образом, чтобы ее внешний вид ничем не отличался от каменистой тропинки в горах - камни всегда неправильной геометрической формы, разной расцветки и размеров. Буквальный перевод с японского «Родзи», означает - «земля, покрытая росой». В древние времена, путь к тясицу устилали дорогой, по тем временам, бумагой, для того чтобы одежды богатых гостей не вымокли в росе.

В конце родзи всегда расположен вымощенный камнем колодец с чистейшей родниковой водой, откуда черпают воду гости с целью омовения, прежде чем преступить порог тясицу.

Тясицу

Чайный домик является классическим олицетворением основого принципа «ваби», заложенным Мурата Дзюко - никаких ярких, бросающихся в глаза и отвлекающих внимание вещей и принадлежностей. Общая цветовая гамма одинакова на всей площади помещения от центра до самого скрытого уголка и представлена мягкими, со смазанными границами, желто-коричневыми оттенками. Свет внутри тясицу всегда рассеянный, падающий сверху-вниз, тем самым ограничивая рождение теней. Внешний вид чайного домика имеет вид скромного крестьянского жилища с соломенной крышей.

Внутреннее помещение состоит всего из одной комнаты, в которую попасть можно через узкий и низкий проход, что заставляет каждого входящего в тясицу, поклонится, независимо от его статуса в обществе. Кроме того, в древние времена, в чайный домик не могли пройти вооруженные самураи - их мечи катана и вакидзаси, были настолько длинными, что протиснуться в столь узкий вход, не снимая их с пояса, было невозможно.

Окна тясицу квадратной формы, расположены в ряд, под самым потолком, тем самым, не позволяя суетности окружающего мира нарушить внутренний покой и гармонию душевного мира во время чаепития. Однако если чайный сад представляет особую гордость хозяина, то стены тясицу могут раздвигаться, позволяя гостям с достоинством оценить старания чайного мастера по содержанию своего сада.

Внутреннее убранство комнаты также не блещет изысканностью - стены покрыты слоем матовой глины, препятствующей порождению световых бликов, у входа обязательно расположена символическая ниша, в которой находится курильница благовоний и цветочная ваза.

Интересно знать!
На стенах обязательно наличие висящих развернутых свитков с изречениями великих чайных мастеров прошлых столетий, содержание которых подбирается хозяином к каждой церемонии.

Из живописи, может находиться единственный портрет, с изображением мастера, также из списка великих. В зимний период посреди комнаты располагается очаг, вылитый из бронзы, на котором нагревается вода для будущего напитка.

Чайная утварь

Вся посуда, необходимая для приготовления чайного напитка, не обязательно должна быть оформлена в едином художественном стиле, однако должна отвечать однотипности, представляющей единый ансамбль. Кроме того, обязательным требованием к каждой утвари, является ее почтенный возраст, который характеризуется многовековыми потемнениями и царапинами, являясь при этом безупречно чистой. В отличие от европейцев, которые любят натирать свои чашки и ложки до блеска, доводя их до состояния новых предметов, японцы очень ценят дух прошедших времен в каждой миске, чашке и ложке.

Из посуды, обязательно представлены: небольшая коробочка для хранения сухого чайного сырья, котел для нагревания воды или чайник тэцюбин из чистой меди, чаша для совместного питья или отдельные глиняные чашки для каждого из гостей, имеющие грубый, необработанный вид, несколько ложек и мешалка, изготовленных из бамбука.

Густой и жидкий японские чаи

В процессе любого японского чаепития используются две разновидности чайных напитков, приготовленных из одного чайного сырья маття, но имеющих разную консистенцию. Для приготовления густого чая - «Койтя» требуется в три раза больше весовых частей чайного порошка, чем для «Юсуття» - жидкого чая.

Употребление койтя - первая часть ритуального пития чая, когда всем гостям предлагается испить по очереди из одной чаши, символизируя единение людей между собой и чайным домом. Питие юсуття происходит, как правило, в менее официальной обстановке, со сладостями и беседами, позволяя провести время с пользой и полным расслаблением. Жидкий чай всегда подается в индивидуальных чашках.

Порядок проведения чаепития

После переодевания в подготовительном помещении, приглашенные следуют в гостевой павильон, где, обмениваясь информацией друг с другом, создают общий фон предстоящего чаепития. По сигналу мастера, все следуют по каменистой дорожке в тясицу, что является очень символичным процессом - в этот момент гости не просто идут пить чай, а отождествляют свой путь как уход от бытовых проблем, отречения от мирской суеты.

Перед входом, гостей встречает хозяин, который после скромного приветствия, предлагает гостям совершить обряд омовения, который, в свою очередь символизирует очищение души и тела. Поочередно участники зачерпывают свежей воды из колодца деревянным ковшом на длинной бамбуковой ручке, омывают лицо, руки и рот, затем ополаскивая ручку ковша, передают его следующему участнику.

Тесный проход внутрь чайного дома - последний рубеж, отделяющий обыденность внешнего мира от внутреннего царствия величественного спокойствия и умиротворения человеческой души и мысли.

Первое, на что должны обратить гости, это - токонома, та самая ниша в стене у входа, на которую, только что, хозяин установил и подпалил курильницу с благовониями, поместил букет свежих цветов и развернутый свиток с изречением. Последние три вещи определяют тему предстоящего чаепития и отражают настроение хозяина, которым обязательно должны проникнуться все участники церемонии. Хозяин входит через некоторое время, после того, как спина последнего гостя исчезла во входном проеме - необходимо дать время участникам, для того, чтобы не торопясь, оценить убранство помещения и старания чайного мастера, который очень рад приходу гостей, хотя его внешнее спокойствие и молчание, мало указывает на это.

Гости располагаются вокруг чайного татами, место хозяин - у очага, на котором греется вода для напитка. Для снятия напряжения вследствие чувства голода, подаются первые блюда, объема небольшого, но достаточного для утоления голода - кайсеки. Японцы считают, что чаепитие нельзя проводить на голодный желудок - голод не даст в полной мере проникнуться жизненной философией и насладиться прекрасным ароматом и вкусом чайного напитка. Название кайсеки, также, достаточно символично - так раньше назывался горячий камень, который монахи носили за пазухой, чтоб притупить чувство голода.

После кайсеки, наступает время омогаси - легкие сладости, не отличающиеся большим количеством сахара и пряностей, больше напоминающие диабетический продукт, нежели, чем сладкие пирожные.

После легких закусок, гости должны удалиться из помещения, а пока хозяин сменит свиток в нише на тябана - относительно красочный букет из живых или высушенных цветов либо веток деревьев. Каждый элемент тябана весьма красноречиво продолжает долгий рассказ о целях настоящего чаепития и возжеланиях чайного мастера. К примеру, сосновая ветвь и цветок камелии символизируют долговечность в сочетании с нежностью.

После возвращения гостей, начинается самая важная, медиативная часть церемонии - приготовление густого зеленого чая из порошкообразного сырья. Процесс проходит в полной тишине, слышны лишь звуки деятельности чайного мастера, которая отточена настолько скрупулезно, будто это не приготовление напитка, а - сложенная веками, передающаяся из поколения в поколение, тихая, спокойная песнь, что таковым и является.

В такт своему дыханию, под пристальным молчаливым взором гостей, мастер проводит символическое очищение посуды, засыпает небольшой объем порошка в грубую глиняную чашку и заливает некоторым количеством кипятка, постоянно помешивая содержимое бамбуковой мешалкой до появления светло-зеленой, непрозрачной пены. После добавляется еще необходимое количество кипятка до достижения требуемой консистенции.

Движение готового напитка по кругу начинается с самого старшего или самого почетного гостя, которому хозяин с поклоном передает чашу. Гость принимает посуду правой рукой и перекладывает ее на левую, укрытую шелковым платком, делает небольшой глоток. Затем вновь берет чашу правой рукой и, помещая платок на татами, обтирает край чаши салфеткой и передает ее следующему участнику. Каждый гость повторяет ритуал до тех пор, пока чаша не вернется к хозяину. Такие отработанные действия символизируют общее единение, доверие и дружбу между всеми участниками церемонии. Если в древности, воеводы воюющих между собой кланов, участвовали в объединяющем чаепитии, то между врагами заключалось долгое перемирие, которые никто не имел права нарушить.

После употребления густого чая, хозяин вновь пускает по кругу уже пустую чашу, чтобы каждый из присутствующих смог по достоинству оценить ее форму и ощутить прикосновение.

Следующим этапом церемонии является приготовление и испитие жидкого чая, который заваривается из того же порошкового сырья, но имеет более жидкую консистенцию и передается гостям в индивидуальных чашках. Этот процесс более расслабленный, сопровождающийся употреблением сладостей и дружественными беседами о чае, гостеприимности хозяина, а также - обсуждением изречения из свитка и содержания цветочной композиции в токонома. В разговорах считается невежливым и неэтичным обсуждать повседневные проблемы и заботы, делиться душевными переживаниями и рассказывать о личной жизни.

Раскрытие бутонов цветов в токонома и уход с извинениями хозяина, символизируют завершение чайной церемонии, говоря гостям, что пора собираться. Гости поочередно встают, обязательно уделяют внимание очагу и выходят на улицу, где их учтивыми поклонами провожает мастер.

Через некоторое время хозяин возвращается в тясицу, проводит несколько минут в задумчивом осознании и воспоминаниях прошедшей церемонии и начинает уборку - выносит чайную утварь, вытирает татами, убирает цветы и свиток, после чего покидает помещение. Оставить помещение тясицу в том же состоянии, что до начала чайной церемонии - без каких-либо признаков проведенного мероприятия, значит оставить след церемонии только в сознании ее участников.

Чайные школы Японии

Чайное мастерство - отдельная наука, постичь которую дано только избранным. В современной Японии, достаточно многие желают обучиться искусству организации чайных церемоний, но предварительный отбор в школы проходят далеко не все желающие.

В школе обучают не только мастерству движений во время приготовления напитка и поведению с гостями, но и основной философии дзэн-буддизма, без осознания и смирения с которой, стать истинным чайным мастером попросту невозможно.

Самыми дорогими и чтимыми чайными школами Японии является триада учебных заведений, основателем которых явился сам Сенно Рикю, трагически погибший по желанию своего коварного правителя. Все школы, показывая фамильное родство между собой носят приставку «Сен» в своем названии:

  • Сансенке - основная школа;
  • Урасенке - самая большая школа;
  • Омотесенке - вторая по величине и самая молодая среди триады школ.

Чай это самый распространённый напиток, а так же важная часть культурных традиций Японии. Различные виды чая получили широкое распространение и потребляются в любой момент дня. Зелёный чай является наиболее распространённым типом и когда кто то упоминает «чай» (お 茶, о-тя) без указания типа, то его относят к зелёному. Зелёный чай также является центральным элементом чайной церемонии. Наиболее известными местами выращивания чая в Японии являются провинции Сидзуока, Кагосима и Удзи.
Ниже приведен перечень основных сортов чая, которые широко распространены в Японии.

Чай с чайного куста

Рёкутя (Ryokucha) (зеленый чай):
Гёкуро (Gyokuro), Сентя (Sencha), Бантя (Bancha)


Сорта зелёного чая отличаются сроками сборки и тем количеством солнечного света, что достаётся листьям. Высшего сорта Гёкуро (Gyokuro), собирается во время первого этапа сбора урожая на специально затенённых участках. В это же время собирается сорт Сентя (Sencha). Отличие его в том, что листья специально не лишаются солнечного света. Сорт Бантя (Bancha) представляет собой низший сорт зеленого чая, листья которого получены на поздних этапах уборки.
Маття (Matcha) - зеленый чай


Только самые верхние и качественные листья используются для Маття (Matcha), их сушат и измельчают в мелкий порошок, который затем смешивают с горячей водой. Маття это сорт зеленого чая, который используется в чайной церемонии .
Конатя (Konacha) - остаточный зеленый чай


Конатя (Konacha) состоит из чайной пыли, чайных почек и маленьких чайных листьев, оставшихся после обработки Гёкуро (Gyokuro) или Сентя (Sencha). Хотя Конатя (Konacha) считается более низким сортом чая, его часто используют, что бы дополнить определенные продукты, такие, как суши.
Ходзитя (Hojicha) - жареный зеленый чай


Ходзитя (Hojicha) обрабатывается обжигом чайных листьев, что дает им характерный красно-коричневый цвет. Тепло от обжарки также вызывает химические изменения в листьях, что даёт чаю Ходзитя (Hojicha) сладкий, слегка карамельный аромат.
Гэммайтя (Genmaicha) - зеленый чай с жареным коричневым рисом


Гэммай (Genmai) называют нешлифованный, коричневый рис. Гэммай обжаривают и смешивают с чайными листьями и получают Гэммайтя (Genmaicha). Обжаренный Гэнмай придаёт чаю желтоватый цвет и особый аромат. Гэммайтя в народе служил в качестве альтернативы стандартному зеленого чая.
Улунтя (Oolongcha) - тип китайского чая


Улунтя (Oolongcha) собранные листья завяливаются на солнце в течение получаса-часа. Затем подсушенные листья укладывают толстым слоем в корзины и помещают в тень для ферментации, а затем паром или обжариванием останавливают этот процесс. Улунтя (Oolongcha) подается как горячим, так и холодным практически во всех учреждениях питания Японии. Чай коричневого цвета.
Котя (Kocha) - черный чай


Котя (Kocha) при приготовлении листья подвергаются ещё более сильному ферментированию, чем Улунтя (Oolongcha), что придает чаю его темный цвет. В японском языке, «Котя (Kocha)» на самом деле означает «красный чай», ссылаясь на красновато-коричневый цвет чая. Котя (Kocha) широко распространен в западных кафе и ресторанах в европейском стиле.
Жасминовый чай (Jasmine-cha) - чай с цветками жасмина


Жасминовый чай широко распространён в Окинаве, где он известен как Санпинтя (Sanpincha), но не так сильно распространен в других частях Японии. Чай производится путем комбинирования цветов жасмина с зеленым чаем или Улунтя (Oolongcha).

Чай не с чайного куста

Мугитя (Mugicha) - чай из обжаренных злаков


Мугитя (Mugicha) - напиток готовится из жареных злаков пшеницы или ячменя. Обычно подают холодным, отлично подходит в летнюю жару. Некоторые считают его более подходящим для детей, потому что он не содержит кофеин из листьев чая.
Комбутя (Kombucha)


Комбутя (Kombucha) представляет собой напиток, приготовленный путем смешивания измельченных или нарезанных морских водорослей Комбу (Kombu) c горячей водой. Напиток имеет солоноватый вкус и иногда подаётся как приветственный напиток в рёкане.

Где чай можно найти.

Чай того или иного сорта, горячий или холодный, можно найти практически во всех ресторанах, торговых автоматах, киосках, магазинах и супермаркетах.
В ресторанах, зеленый чай часто подается в начале или в конце трапезы бесплатно. В обычных ресторанах, зеленый чай или Мугитя , как правило, доступны бесплатно, в то время как Конатя (Konacha) обычно предоставляются суши-ресторанами. Котя (Kocha) как правило, доступны наряду с кофе в кафе и западных ресторанах.
В некоторых храмах и садах, туристам подают Рёкутя (Ryokucha) или Маття (Matcha). Чай обычно подается в спокойной татами комнате с видом на красивые пейзажи, часто вместе с японскими сладостями. Иногда чай входит в стоимость входного билета храма или сад, он чаще требуется отдельная плата в несколько сотен иен.
Многие виды чая продаются в пластиковых бутылках и банках в магазинах и торговых автоматах по всей Японии. Они доступны как горячими, так и холодными, хотя горячий чай менее распространён в течение летних месяцев, особенно в торговых автоматах.

Японский чай и краткая история

Чай был впервые ввезён в Японию из Китая примерно в 700х годах. Во время периода Нара (710-794 гг), чай был продуктом роскоши и доступен только в небольших количествах священникам и дворянам в качестве лекарственного напитка.
В начале периода Камакура (1192-1333), Еисай (Eisai), основатель японского дзен-буддизма, привёз из Китая обычай приготовления чая из измельченных листьев. Впоследствии, выращивание чая распространилась по всей Японии, в частности в храме Козандзи (Kōzan-ji) что находится в Такео и в городе Удзи.
Во время периода Муромати (1333-1573), чай приобрел популярность среди людей всех социальных классов. Люди собирались в больших чайных и играли в угадайку,(участники пили из чаш и угадывали сорт чая и место где он был собран). Коллекционирование чайной посуды так же было популярно среди богатых.
Примерно в то же время, более усовершенствованная версия чаепитий разработана с дзен простотой и большим акцентом на этикете и духовности. В этих собраниях принимали участие только несколько человек в небольшой комнате, где сам хозяин прислуживал гостям, что позволяло больше сблизиться гостям. Именно от этих встреч, берёт своё начало традиция чайной церемонии.

Хотя в Японии производится не так много чая в сравнении с гигантами типа Китая и Индии, по потреблению этого напитка на душу населения она неизменно оказывается в первых строках рейтингов (уступая только Великобритании с её бывшими колониями). И уж точно нет другой страны, где чай стал бы настолько значимой частью культуры и настолько прочно вошёл в национальное самосознание. Само понятие «чайная церемония», которое сейчас чаще услышишь применительно к китайскому чаепитию, возникло именно как описание японской чайной традиции. Сами японцы называют чайное искусство са-до, или путь чая.

Как и многое в культуре Японии, чай был заимствован из Китая. Скорее всего, его завезли буддийские монахи примерно в VIII веке. В то время в монастырях действительно много и охотно пили чай как единственный разрешённый стимулятор. Чай приготовлялся во время медитации, его назначением было помочь монахам бороться с сонливостью, и благодаря этому возник особый способ его употребления. Чайный лист растирался в порошок, заливался горячей водой и взбивался в большой чаше бамбуковым венчиком. Чая брали много, до четверти объема чаши, так что получалась скорее жидкая кашица, чем настой. Напиток был очень горьким, ароматным и содержал убийственную дозу кофеина в каждом глотке. Чаша передавалась по кругу, и каждый монах отпивал совсем немного, чтобы не отвлекаться от медитации.

Такой суровый способ чаепития, конечно, не сразу снискал популярность в широких массах. Правители и самураи пили дорогой и слабо заваренный китайский чай из богато украшенной посуды. Устраивались пышные «чайные турниры», на которых знатоки пытались определить сорт чая по одному аромату готового напитка. Только в XV веке случилось так, что храмовым чаем заинтересовался сёгун - феодальный правитель Японии. И уже вслед за ним мода на спокойное и отрешённое чаепитие захватила высшие слои японского общества.

Действо вышло из монастырских стен и стало проводиться в специальных глинобитных хижинах с соломенной крышей. Такэ-но Дзёо, один из первых «мирских» мастеров чайной церемонии, специально сформулировал основные принципы чайной эстетики «ваби» и «саби» так, чтобы сохранить монашескую безыскусность. Например, в пику самураям, которые привыкли пить из роскошной золочёной посуды, он ввёл в употребление керамическую посуду грубой работы.

Находятся радикалы, которые проводят церемонию
с пластиковыми стаканчиками, утверждая, что в нынешнем мире они больше соответствуют изначальной идее.

Ваби-саби

«Саби» - буквально «ржавчина». Это архаическое несовершенство, печать времени. Понятие «ваби» - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть в представлении японцев вульгарного. Воспитывая в себе умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта.

Его ученик Сэн-но Рикю, который считается основоположником всех современных школ чайной церемонии, развил и закрепил эти идеи. Он ввёл в обычай создание особых «чайных садов» для прогулок, окончательно утвердил эстетические каноны, определил последовательность действий участников и даже рекомендуемые темы для беседы. При нём чайная церемония окончательно превратилась в мини-спектакль, где каждая деталь имеет символический смысл. Действо получило название тя-но-ю - «горячая вода для чая».

Постепенно чайная эстетика проникла во все области японского быта. Икебана, национальная керамика, устройство японского сада, живопись и даже архитектура сформировались под влиянием ваби-саби. Забавно, что те керамические чаши, которые когда-то были самой дешёвой посудой и использовались, чтобы подчеркнуть простоту и грубое изящество чаепития, сейчас стоят баснословных денег. Находятся даже радикалы, которые проводят церемонию с пластиковыми стаканчиками, утверждая, что в нынешнем мире они больше соответствуют изначальной идее.

Всеволод Овчинников

«Ветка сакуры»

«В чайной церемонии участвует не больше пяти человек. Даже если дело происходит днём, в комнате должен стоять полумрак. На каждом предмете лежит печать времени. Есть только два исключения - белоснежный льняной платок и ковш, сделанный из спиленного куска бамбука, которые бывают подчеркнуто свежими и новыми. Комната для чайной церемонии оформляется с изысканной простотой, воплощающей в себе классическое японское представление о прекрасном. Причём эта подчеркнутая простота или даже изысканная бедность часто очень дорого обходится хозяину, потому что какое-нибудь кряжистое бревно может быть сделано из очень редкой породы дерева и к тому же иметь особую цену из-за своих художественных достоинств».

Само собой, популярные сорта японцы пьют
без особых церемоний - просто заваривая
их в чайнике.

В начале XVII века дзенский священник Коюгай Байсао открыл в Киото первый чайный магазин для простолюдинов, что поспособствовало популяризации чая среди всех слоёв населения, не только элиты, как это было раньше. В это же время Соэн Нагатани вывел сорт чая, известный как сэнтя, ставший самым популярным сортом, которым он и является до сих пор.

Само собой, популярные сорта японцы пьют без особых церемоний - просто заваривая их в чайнике. Такой чай подается перед каждой трапезой и просто при любом удобном случае, горячим и холодным. При этом японцы пьют почти исключительно чай собственного производства, в основном зелёный, без каких-либо ароматизаторов и сахара, и глобализация не может ничего с этим поделать: даже концерн Coca-Cola выпускает в Японии неподслащенный зелёный чай в бутылках, приготовленный из свежего листа, а не из порошкового экстракта.

Коммодор Мэттью Перри

Экспорт больших объёмов чая из Японии в Европу начался благодаря действиям коммодора Мэттью Перри, буквально заставившего Японию открыть порты для международной торговли в 1853 году. В результате подписания Канагавского договора госмонополия на торговлю топливным мазутом была снята, и поставщики были вынуждены искать другие рынки. Семья Оура собрала образцы чая и отправила их в Британию. Первый же заказ от торговца Уильяма Альта был на 6–10 тонн, который пришлось собирать в течение трех лёт, так как таких запасов не было на всем острове Кюсю, и параллельно устанавливать торговые связи с производителями чая по всей стране. Чтобы удовлетворить возрастающий спрос, пришлось переходить с ручного труда на машинный. Все эти действия привели к резкому увеличениию производства чая.

Сорта чая

Главное отличие японских сортов от китайских - в способе обработке листьев. В Китае существуют сотни способов производства чая, многие из которых требуют изощрённого ручного труда, но в конце технологического процесса фиксация чайного листа почти всегда производится обжариванием или нагреванием до высокой температуры в котлах и чанах. В Японии же технология производства в целом унифицирована, широко используются машины, но готовый лист обрабатывается паром, что оставляет чаю насыщенный, горьковатый и немного травянистый вкус. Такой чай, в сравнении с китайским, очень быстро теряет свежесть, всего за три-четыре месяца, но зато даже самые простые сорта имеют яркий и тонкий аромат.

Японские чаи можно классифицировать по способу производства - длительности обработки листьев паром.

АСАМУСИ (ФУЦУМУСИ)

30–60 секунд воздействия. Их листья достаточно крепкие, при заваривании значительно увеличиваются в объёме. К асамуси относятся высококачественный сэнтя и гёкуро.

ТЮМУСИ (КЁМУСИ) СЭНТЯ

Находится между асамуси и фукамуси.

ФУКАМУСИ

Обработка в течение 2–3 минут. Чай несколько теряет в аромате, но вместо этого обретает яркий, слегка вяжущий вкус. Фукамуси сэнтя менее требователен к качеству воды, достаточно дёшев и популярен.

Японский чай, в сравнении с китайским, очень быстро теряет свежесть, всего за три-четыре месяца, но зато даже самые простые сорта имеют яркий и тонкий аромат.

Сэнтя (сенча)

Самый популярный сорт, составляет три четверти производимого в стране объёма чаёв. Бывает разного качества. Самый ценный вид - синтя (или итибантя), то есть чай первого сбора, который проходит в конце апреля - начале мая. Собранные в это время чайные листья содержат меньше кофеина и дубильных веществ, придающих чаю горечь. Чай второго сбора называется нибантя, третьего - самбантя.

Грубый сэнтя с черенками и прочим «чайным мусором». Считается традиционным напитком владельцев плантаций. Кстати, сам «чайный мусор» в чистом виде тоже идёт в дело. Использование побочных продуктов от производства дорогих сортов - распространенная практика во всем мире. Если основной продукт был высокого качества, получается чай с названием кариганэ, если низкого - кукитя.

Сэнтя низкого качества. Имеет рыбный привкус и заваривается всего несколько раз.

Жареный сэнтя, производимый из бантя. Прожаривается до появления специфического жареного аромата. Имеет неяркий вкус, напоминающий дешёвый красный чай. Используется как обычный повседневный чай для утоления жажды, чаще других подаётся холодным.

ГЭмМАЙТЯ

Сэнтя с обжаренным коричневым рисом, который пьют, как правило, для утоления чувства голода.

Гёкуро

Дословно переводится как «нефритовая роса». Высший сорт японского чая. Собирается и готовится вручную. Почти половину чая этого сорта производят в городе Ямэ в префектуре Фукуока, однако считается, что лучший гёкуро собирается в округе Киото на плантациях района Удзи. Отличается особым способом производства: за пару недель до сбора чайные кусты затеняются специальной густой сеткой, похожей на сетку от комаров, блокирующей солнечные лучи практически полностью. Сетка снимается после только после первого сбора.

После обработки чай выдерживается несколько месяцев в помещении со строго контролируемыми условиями. Данная процедура помогает увеличить количество аминокислот и кофеина и уменьшить количество горьких катехинов, что приводит к получению восхитительного сладкого вкуса.

КУРАДАСИТЯ

Выдержанный до пяти лет гёкуро. Вкус чая из хранилища становится еще мягче и приобретает древесные нотки.

Тэнтя и маття

Тэнтя - сырьё для порошкового церемониального чая маття. Это плоский чай из сырья, собираемого в районе Удзи в округе Киото из тщательно отобранных и одинаковых по размеру листьев. Производство похоже на то, что происходит с сортом гёкуро, однако вместо скатывания чай обрабатывают потоком воздуха в специальных камерах.

Маття используется в классической чайной церемонии тя-но-ю и является чуть ли не японским культурным достоянием. Чай измельчается в порошок промышленным способом, практически до состояния пудры, чего невозможно добиться при помощи ступок и жерновов. В наше время порошок используется ещё и в качестве пищевой добавки к десертам и лапше.

Производная от маття, то есть «твёрдый чай», который создают путем добавления в чайный порошок воды и рисовой муки. Получается некое тесто, которое режут на кусочки длиной в чайный лист.

Красный чай и улуны

Производятся, но в очень небольших объёмах. Улун производят на острове Кюсю из специально выведенных разновидностей чайного куста. Самый известный сорт красного чая - хэмифуки.

ХЭМИФУКИ

Самый известный сорт красного чая, выращиваемый ежегодный объём которого не превышает 150 килограммов, так что раскупается он практически за несколько месяцев. По сравнению с индийским гораздо мягче и ароматнее.

Японский чай намного менее прихотлив, чем китайский: для него не требуется ни особого качества воды, ни тщательного слежения
за стадиями кипения.

Способы заваривания

Нет большого смысла рассказывать здесь подробно о церемонии тя-но-ю: в домашних условиях она невоспроизводима. Достаточно сказать, что весь процесс занимает пять-шесть часов и включает в себя неторопливую прогулку, трапезу со специально подобранными блюдами, два вида чая (порошковый маття, заваренный по неизменной монашеской технологии, и листовой чай, заваренный в чайнике) и много-много спокойного ожидания. Разумеется, существуют и сокращённые вариации проведения церемонии для ситуаций, когда проведение классической версии невозможно.

Процесс заваривания чая в стиле школы Урасэнкэ

Что же касается обычного чаепития в домашних условиях, то здесь всё достаточно просто. Японский чай намного менее прихотлив, чем китайский: для него не требуется ни особого качества воды, ни тщательного слежения за стадиями кипения. Единственная рекомендация, которая должна выполняться неукоснительно, - это избегать слишком горячей воды. Оптимальная температура заваривания для любого японского чая - около 80 градусов. Чтобы соблюсти температурный режим, существуют специальные сосуды, напоминающие по форме молочник, в котором остужают воду. Чайник должен быть такого размера, чтобы наполнить чашки всех гостей, не больше и не меньше.

Практика приготовления заварки и разбавления ее кипятком неприменима для японского чая. Качество чайника не имеет решающего значения, но некоторые принципы по возможности лучше соблюдать. Так, хороший чайник должен иметь форму сплюснутого шара, а его стенки не должны быть слишком толстыми. Подходящий материал для чайника - фарфор или плотная глина, не впитывающая воду. Чугунные японские чайники предназначены для кипячения воды, а не для заваривания.

Оптимальная температура заваривания для любого японского чая -
около 80 градусов.


Процесс заваривания

  1. Пустой чайник наполняется кипятком, который сразу сливается в сосуд для охлаждения воды. Если сосуда нет, можно разлить воду по чашкам, из которых чай будут пить.
  2. В чайник закладывается чай из расчета чайная ложка на 150 миллилитров.
  3. Вода из сосуда возвращается в чайник.
  4. Чай настаивается 1 минуту.
  5. В каждую чашку наливается чай до половины её объёма, затем до двух третей, затем - полностью. Это делается для того. чтобы вкус и аромат настоя получился равномерным.
  6. В чайнике не должно остаться ни капли воды. В промежутке между заварками чай не должен настаиваться - иначе он потеряет аромат и начнет горчить.
  7. Вторая заварка длится по времени меньше, чем первая - от 30 до 40 секунд. Так происходит потому, что листья уже подготовлены, раскрыты и завариваются быстрее. В остальном - всё то же самое.
  8. Третья заварка, напротив, должна длиться от 1,5 до 3 минут в зависимости от качества чая.
  9. Обычно даже лучший японский чай не заваривают больше трёх раз, но никто не мешает попробовать.

Главное правило многократного заваривания - лист в чайнике не должен успеть остыть. Поэтому лучше пить чай небольшими чашками, чтобы успеть выпить старую заварку перед новой (а также не выпить слишком много).

В отличие от китайского чая, который традиция предписывает пить только горячим, японский чай часто пьют со льдом. Не возбраняются и угощения - правда, считается, что вкус чая лучше оттеняет не сладкое, а солёное.

Если же хочется попробовать церемониальный порошковый чай, то его можно просто размешать в воде из расчета три чайных ложки на 150 миллилитров. Вода при этом должна быть ещё холоднее - 70 градусов. Правда, вне церемонии он может не произвести особого впечатления - всё-таки он слишком горек и удовольствие предполагается находить не в нём самом, а во всём действе, выстроенном вокруг чаепития.

Текст: Егор Чанин, Тимур Зарудный

Loading...Loading...