Как научиться останавливаться когда пьешь. Может ли алкоголик научиться пить умеренно? Как понять, подходит ли программа лично вам

Древнейшие из известных человечеству поселений относятся к началу IV тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом Телль эль-Убейд , по имени которого получил наименование и весь период . (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли », образовались от накопления строительных остатков.)

Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша , верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях . Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад , Иракский музей; Лондон , Британский музей ; Берлинский музей).

Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы (Багдад, Иракский музей) и имеют тонкие декорации.

Культура шумерийцев второй половины IV тысячелетия до н. э.

Храм в аль-Убайде

Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура (2600 год до н. э.) Он находился на искусственной платформе (площадь 32x25 м) из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Стены храма и платформы по древнешумерийской традиции были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части чёрным битумом , а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожженной глины со шляпками в виде символов богини плодородия - цветов с красно-белыми лепестками. В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55 см. Ещё выше по белой стене, как уже указывалось, на некотором расстоянии друг от друга были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоские, инкрустированные по чёрному шиферному фону белым перламутром . На одном из них целая сцена: жрецы в длинных юбках, с бритыми головами доят коров и сбивают масло (Багдад, Иракский музей). На верхнем фризе по такому же чёрному шиферному фону изображения белых голубей и коров, обращённые ко входу в храм. Таким образом, цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, составляя единое, целостное цветовое решение.

По сторонам входа были помещены две статуи львов (Багдад, Иракский музей), сделанные из дерева, покрытого по слою битума медными чеканными листами. Глаза и высунутые языки львов были сделаны из цветных камней, что очень оживляло скульптуру и создавало красочную насыщенность.

Над входной дверью был помещён медный горельеф (Лондон, Британский музей), переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда , держащего в когтях двух оленей. Вполне сложившаяся геральдическая композиция этого рельефа, повторяющаяся с небольшими изменениями в целом ряде памятников середины III тысячелетия до н. э. (серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены - Париж , Лувр ; печатях, посвятительных рельефах, например палетке, Дуду из Лагаша - Париж, Лувр), и была, по-видимому, эмблемой бога Нингирсу .

Колонки, поддерживавшие навес над входом, также были инкрустированы, одни - цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикреплёнными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выложены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом.

Новым в архитектуре храма в аль-Убайде было использование в качестве декорации здания круглой скульптуры и рельефа, применение колонны как несущей части. Храм представлял небольшое, но нарядное сооружение.

Храмы, аналогичные храму в аль-Убайде, были открыты в поселениях Телль-Брак и Хафадже.

Зиккурат

В Шумере сложился и своеобразный тип культовой постройки - зиккурат , который на протяжении тысячелетий играл, как и пирамида в Египте , очень большую роль в архитектуре всей Передней Азии. Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храм, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.

Скульптура

Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Зданий заупокойного культа, связанных с необходимостью передавать портретное сходство, как в Египте, здесь не существовало. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице , изображали человека в позе молящегося.

Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён). Яркими примерами служат две небольшие статуи: найденная в аль-Убайде фигура начальника житниц города Урука по имени Курлиль (высота - 39 см; Париж, Лувр) и фигура неизвестной женщины, происходящей из Лагаша (высота - 26,5 см; Париж, Лувр). В лицах этих статуй нет индивидуального портретного сходства. Это типичные образы шумерийцев с резко подчеркнутыми этническими чертами.

В центрах северного Двуречья пластика развивалась в общем по тому же пути, но имела и свои специфические особенности. Очень своеобразны, например, статуэтки из Эшнунны, изображающие адорантов (молящихся), бога и богиню (Париж, Лувр; Берлинский музей). Для них характерны более вытянутые пропорции, короткие одежды, оставляющие открытыми ноги и часто одно плечо, и огромные инкрустированные глаза.

При всей условности исполнения посвятительные статуэтки древнего Шумера отличаются большой и своеобразной выразительностью. Так же как и в рельефах, здесь установились уже определённые правила передачи фигуры, поз и жестов, которые переходят из века в век.

Рельеф

В Уре и Лагаше найден ряд вотивных палеток и стел . Наиболее важными из них, середины III тысячелетия до н. э., являются палетка правителя Лагаша Ур-Нанше (Париж, Лувр) и так называемая «Стела коршунов » правителя Лагаша Эаннатума (Париж, Лувр).

Палетка Ур-Нанше очень примитивна по своей художественной форме. Сам Ур-Нанше изображен два раза, в двух регистрах: на верхнем он идет на торжественную закладку храма во главе процессии своих детей, а на нижнем - пирует среди приближенных. Высокое общественное положение Ур-Нанше и его главная роль в композиции подчеркнуты его большим по сравнению с другими ростом.

«Стела коршунов».

В повествовательной форме решена также «Стела коршунов», которая была создана в честь победы правителя города Лагаша Эаннатума (XXV век до н. э.) над соседним городом Уммой и его союзником городом Кишем . Высота стелы всего 75 см, но она производит монументальное впечатление благодаря особенностям рельефа, покрывающего её стороны. На лицевой стороне огромная фигура бога Нингирсу , верховного бога города Лагаша, который держит сеть с маленькими фигурками побеждённых врагов и палицу . На другой стороне, в четырёх регистрах, несколько сцен, последовательно рассказывающих о походах Эаннатума. Сюжеты рельефов древнего Шумера, как правило, или религиозно-культовые, или военные.

Художественное ремесло Шумера

В области художественного ремесла в этот период развития культуры древнего Шумера наблюдаются значительные достижения, развивающие традиции времени Урука - Джемдет-Насра. Шумерские мастера умели уже обрабатывать не только медь , но и золото , и серебро , сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, умели изготовлять изделия с филигранью и зернью . Замечательные произведения, дающие представление о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц» - захоронений правителей города XXVII-XXVI веков до н. э. (I династия города Ура).

Гробницы представляют собой большие ямы прямоугольной формы. Вместе с погребёнными знатными лицами в гробницах много убитых членов их свиты или рабов, рабынь и воинов. В могилы было положено большое количество разнообразных предметов: шлемы, топоры, кинжалы, копья из золота, серебра и меди, украшенные чеканкой, гравировкой, зернью.

Среди вещей погребального инвентаря находится так называемый «штандарт» (Лондон, Британский музей) - две доски, укреплённые на древке. Предполагают, что его носили в походе впереди войска, а может быть, над головой вождя. На этой деревянной основе техникой инкрустации по слою асфальта (раковинами - фигуры и лазуритом-фон) выложены сцены сражения и пира победителей. Здесь та же установившаяся уже построчность, повествовательность в расположении фигур, определённый шумерийский тип лиц и много деталей, документально рассказывающих о жизни шумерийцев того времени (одежда, вооружение, повозки).

Замечательными изделиями ювелиров являются найденные в «Царских гробницах» золотой кинжал с рукоятью из лазурита, в золотых ножнах, покрытых зернью и филигранью (Багдад, Иракский музей), золотой шлем, выкованный в форме пышной прически (Лондон, Британский музей), фигурка осла, сделанная из сплава золота и серебра, и фигурка козы, щиплющей цветы (из золота, лазурита и перламутра).

Красочным и высокохудожественным решением отличается арфа (Филадельфия , Музей университета), открытая в захоронении знатной шумерийки Шуб-Ад. Резонатор и другие части инструмента украшены золотом и инкрустацией из перламутра и лазурита, а верхняя часть резонатора увенчана головой быка из золота и лазурита с глазами из белой раковины, производящей необычайно живое впечатление. Инкрустация на передней стороне резонатора составляет несколько сцен на темы народного сказания Двуречья.

Искусство времени второго расцвета Шумера XXIII-XXI веков до н. э.

Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев - племён, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится к городам Лагашу и Уру .

Лагаш времени Гудеа

Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси ») города Лагаша Гудеа вёл обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.

Скульптура времени Гудеа

При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твёрдого диорита , привезённого издалека.

В конце XXII века до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нём III династии, который возглавил новое шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму . Им был создан один из наиболее ранних сводов законов Хаммурапи .

Архитектура Ура III династии

В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата , который был сооружен в XXII-XXI веках до н. э. Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен чёрным битумом , верхний - побелён, а средний краснел естественным цветом обожжённого кирпича . Может быть, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам древнего Египта.

Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени - стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит ещё от памятников типа палетки Ур-Нанше , а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.

Литература

  • В. И. Авдиев. История Древнего Востока, изд. II. Госполитиздат, М., 1953.
  • Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
  • М. В. Доброклонский . История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина., 1961.
  • И. М. Лосева. Искусство Древней Месопотамии. М., 1946.
  • Н. Д. Флиттнер. Культура и искусства Двуречья. Л.-М., 1958.

Шумеров зачастую называют первой настоящей цивилизацией. При всём относительном характере подобного определения в нём есть элемент объективности – так как настоящий характер цивилизации можно понять лишь по её культуре, которую невозможно более или менее целостно восстановить без письменных источников. Шумерская же цивилизация является первой «литературной», знания о которой мы черпаем в основном именно из письменности, поэтому её вклад в мировую культуру весьма существенен.

Литература - великая сила

Важнейшим достижением шумерской цивилизации было изобретение письменности, именно она составила основу всей культуры шумеров.

Правда, некоторые учёные предполагают, что письменность шумеров могла быть ими воспринята от более древней, пока неизвестной науке цивилизации. Однако до сих пор не найдено никаких заслуживающих доверия свидетельств того, что у шумеров были какие-либо «культурные предшественники», так что историки продолжают считать их изобретателями собственной письменности. А вот уже последователи шумерской цивилизации, аккадцы, вавилоняне и представители прочих культур Месопотамии заимствовали клинопись именно у шумеров.

Различные народы вносили как технико-графические изменения, так и содержательно-стилистические (например, знаменитый памятник литературы Междуречья «Эпос о Гильгамеше» имеет шумерское происхождение), однако в основе своей шумерская система клинописи сохранилась. Её считают универсальным научно-ритуальным языком всего региона, подобием латыни для Средневековой Европы. Литература шумеров носила религиозный характер, описывая различные мифы, связанные с героями и богами, молитвы, возносимые к божествам, и так далее. Но большое количество сохранившихся текстов имеет и практически-хозяйственное содержание: многие специалисты даже полагают, что именно необходимость в упорядочивании хозяйственной жизни и породила письменность у шумеров. Что же касается религиозных гимнов и сказаний, то они могли бы существовать и в устной форме.

Другой важнейшей характерной чертой культуры шумеров была её научная и педагогическая составляющая. Именно наличие этих черт, наряду с изобретением письменности, и позволяет на полных основаниях считать шумеров культурным обществом, цивилизацией. Особенно больших успехов шумеры добились в астрономии. Сложно сказать, догадались ли шумеры первыми до наблюдений за различными планетами, за выявлением в их движении по небосводу определённых закономерностей, определением двенадцати основных созвездий (так называемых знаков Зодиака).

Возможно, в астрономии у шумеров были более древние предшественники, от которых они почерпнули часть своих знаний, однако это недоказуемо в связи с отсутствием конкретных источников и фактов. А вот доказательств того, что шумеры создали весьма совершенный для своего времени лунно-солнечный календарь, предостаточно. По наблюдениям за звёздами, созвездиями, Луной и Солнцем они составили собственный календарь, в котором основу составляли месяцы, каждый из которых начинался с новолуния . При этом шумерские астрономы смогли определить, что лунный календарь не совпадает с солнечным и прибегали к добавлению нескольких дней в календарь для нивелирования разницы.

Тесным образом с астрономией были связаны достижения шумеров в математике. Впрочем, в этой области шумеры в основном ориентировались на мистическую составляющую - священным числом у них считалось число «60» (по мнению учёных, именно от шумеров мировая цивилизация унаследовала разделение минуты на шестьдесят секунд, часа на шестьдесят минут), особое внимание уделялось также числу «12» (поэтому в году было 12 месяцев). Шумерская система счёта вообще была полностью привязана к числу 60, поэтому её именуют шестидесятеричной (как современную система счёта, ориентированную к числу 10, называют десятеричной).

Накапливать и передавать знания - это и есть культура

Впрочем, у шумеров были не только точные виды научных знаний, но и гуманитарные. Так, шумеры вели собственные исторические хроники, хотя историческая концепция шумеров и сводилась к перечислению правивших в разных шумерских городах царей и краткому описанию их деяний. Однако даже в таком ограниченном формате шумерские историки создавали собственные концепции и формировали образ непрерывного исторического развития и преемственности своей цивилизации. Успехи шумеров в медицине были куда скромнее: врачевание у них сводилось к определению внешних симптомов заболевания и лечении их с помощью различных трав, но в первую очередь к различным очистительным ритуалам, молитвам, заклинаниям и тому подобному.

Среда обитания и особенности шумерской культуры

Всякая культура существует в пространстве и во времени. Первоначальным пространством культуры является место ее возникновения. Здесь находятся все отправные точки развития культуры, к которым относятся географическое положение, особенности рельефа и климата, наличие водных источников, состояние почв, полезные ископаемые, состав флоры и фауны. Из этих основ на протяжении веков и тысячелетий складывается форма данной культуры, то есть специфическое расположение и соотношение ее компонентов. Можно сказать, что каждый народ принимает форму той местности, в которой он длительное время живет.

Человеческое общество архаической древности может воспользоваться в своей деятельности только теми объектами, которые находятся в пределах видимости и легко доступны. Постоянное соприкосновение с одними и теми же предметами впоследствии определяет навыки обращения с ними, а через эти навыки - и эмоциональное отношение к этим предметам, и их ценностные свойства. Следовательно, через материально-предметные операции с первоэлементами ландшафта происходит оформление основных черт социальной психологии. В свою очередь, сформированная на основе операций с первоэлементами социальная психология становится основой этнокультурной картины мира. Ландшафтное пространство культуры является источником представлений о сакральном пространстве с его вертикальной и горизонтальной ориентацией. В этом сакральном пространстве размещается пантеон и устанавливаются законы мироздания. Значит, форма культуры неизбежно будет состоять как из параметров объективного географического пространства, так и из тех представлений о пространстве, которые появляются в процессе развития социальной психологии. Основные представления о форме культуры можно получить при изучении формальных особенностей памятников архитектуры, скульптуры и литературы.

Что касается существования культуры во времени, то здесь также можно выделить два вида отношений. Прежде всего, это время историческое (или внешнее). Любая культура возникает на определенном этапе социально-экономического, политического и интеллектуального развития человечества. Она вписывается во все основные параметры этого этапа и, кроме того, несет в себе информацию о времени, предшествующем ее образованию. Стадиально-типологические черты, связанные с характером протекания основных культурных процессов, при совмещении с хронологической схемой могут дать довольно точную картину культурной эволюции. Однако наряду с историческим временем необходимо всякий раз учитывать время сакральное (или внутреннее), явленное в календаре и различных ритуалах. Это внутреннее время очень тесно связано с повторяющимися природно-космическими явлениями, как-то: смена дня и ночи, смена сезонов, сроки сева и созревания злаковых культур, время брачных отношений у животных, различные феномены звездного неба. Все эти явления не просто провоцируют человека на отношение к ним, но, являясь первичными в сравнении с его жизнью, требуют подражания и уподобления себе. Развиваясь в историческом времени, человек старается максимально закрепить свое существование в череде природных циклов, встроиться в их ритмы. Отсюда возникает содержание культуры, выводимое из основных особенностей религиозно-идеологического мироощущения.

Месопотамская культура зародилась среди пустыни и заболоченных озер, на бескрайней плоской равнине, однообразной и на вид совершенно серой. На юге равнина обрывается соленым Персидским заливом, на севере переходит в пустыню. Этот унылый рельеф побуждает человека или к бегству, или к активной деятельности в борьбе с природой. На равнине все крупные предметы выглядят одинаково, они тянутся ровной линией по направлению к горизонту, напоминая массу людей, организованно движущихся к единой цели. Однообразие равнинного рельефа весьма способствует возникновению напряженных эмоциональных состояний, противостоящих образу окружающего пространства. По мнению этнопсихологов, народ, живущий на равнине, отличается большой сплоченностью и стремлением к единству, стойкостью, трудолюбием и терпением, но вместе с тем склонен к немотивированным депрессивным состояниям и выплескам агрессии.

В Месопотамии протекают две полноводные реки - Тигр и Евфрат. Они разливаются весной, в марте - апреле, когда в горах Армении начинается таяние снегов. При половодье реки несут много ила, служащего отличным удобрением для почвы. Но половодье губительно для человеческого коллектива: оно сносит жилища и истребляет людей. Кроме весеннего половодья людям часто приносит вред сезон дождей (ноябрь - февраль), во время которого дуют ветры с залива и разливаются каналы. В целях выживания нужно строить дома на высоких платформах. Летом в Месопотамии царит страшная жара и засуха: с конца июня по сентябрь не проливается ни одной капли дождя, а температура воздуха не падает ниже 30 градусов, причем тени нет нигде. Человек, постоянно живущий в ожидании угрозы со стороны таинственных внешних сил, стремится понять законы их действия, чтобы спасти от смерти себя и свою семью. Поэтому больше всего он сосредоточен не на вопросах самопознания, а на поиске постоянных основ внешнего бытия. Такие основы он видит в строгих движениях объектов звездного неба и именно туда, наверх, обращает все вопросы к миру.

В Нижней Месопотамии много глины и почти нет камня. Люди научились использовать глину не только для изготовления керамики, но и для письменности и для скульптуры. В культуре Месопотамии лепка превалирует над резьбой по твердому материалу, и этот факт немало говорит об особенностях мировосприятия ее обитателей. Для мастера-гончара и скульптора формы мира существуют как бы уже готовыми, их нужно только уметь извлечь из бесформенной массы. В процессе работы происходит проецирование идеальной модели (или трафарета), сложившейся в голове мастера, на исходный материал. В результате возникает иллюзия присутствия некоего зародыша (или сущности) данной формы в объективном мире. Такого рода ощущения вырабатывают пассивное отношение к действительности, стремление не навязывать ей собственные конструкции, а соответствовать мнимым идеальным прообразам сущего.

Нижняя Месопотамия небогата растительностью. Здесь практически нет хорошего строительного леса (за ним нужно идти на восток, в горы Загроса), зато много тростника, тамариска и финиковых пальм. Тростник растет по берегам заболоченных озер. Связки тростника нередко использовали в жилищах в качестве сиденья, из тростника строили и сами жилища, и загоны для скота. Тамариск хорошо переносит жару и засуху, поэтому он растет в этих местах в большом количестве. Из тамариска производили рукоятки для различных орудий труда, чаще всего для мотыг. Финиковая пальма была настоящим источником изобилия для владельцев пальмовых плантаций. Из ее плодов готовили несколько десятков блюд, включая лепешки, и кашу, и вкусное пиво. Из стволов и листьев пальмы изготовлялась различная домашняя утварь. И тростники, и тамариск, и финиковая пальма были в Месопотамии священными деревьями, их воспевали в заклинаниях, гимнах богам и литературных диалогах. Такой скудный набор растительности стимулировал изобретательность человеческого коллектива, искусство добиваться больших целей малыми средствами.

В Нижней Месопотамии почти нет полезных ископаемых. Серебро нужно было доставлять из Малой Азии, золото и сердолик - с полуострова Индостан, лазурит - из районов нынешнего Афганистана. Парадоксальным образом этот печальный факт сыграл весьма положительную роль в истории культуры: жители Месопотамии постоянно находились в контакте с соседними народами, не зная периодов культурной изоляции и не допуская развития ксенофобии. Культура Месопотамии во все века своего существования была восприимчива к чужим достижениям, и это давало ей постоянный стимул к совершенствованию.

Еще одна особенность здешнего ландшафта - обилие смертоносной фауны. В Месопотамии около 50 видов ядовитых змей, множество скорпионов и москитов. Неудивительно, что одной из характерных особенностей данной культуры является развитие травной и заговорной медицины. До нас дошло большое число заклинаний против змей и скорпионов, иногда сопровождаемых рецептами магических действий или траволечения. А в храмовом декоре змея - самый сильный оберег, которого должны были бояться все демоны и злые духи.

Основатели месопотамской культуры принадлежали к разным этносам и говорили на неродственных между собой языках, но имели единый хозяйственный уклад. Они занимались преимущественно оседлым скотоводством и ирригационным земледелием, а также рыболовством и охотой. Скотоводство сыграло в культуре Месопотамии выдающуюся роль, повлияв на образы государственной идеологии. Наибольшим почитанием отмечены здесь овца и корова. Из овечьей шерсти делали превосходную теплую одежду, которая считалась символом состоятельности. Неимущего называли «не имеющий шерсти» (ну-сики). По печени жертвенного ягненка пытались узнать судьбу государства. Более того, постоянным эпитетом царя был эпитет «праведный овечий пастух» (сипа-зид). Он возник из наблюдения за овечьим стадом, которое может организовываться лишь при умелом направлении со стороны пастуха. Не менее ценилась и корова, дававшая молоко и молочные продукты. На волах в Месопотамии пахали, производительной мощью быка восхищались. Не случайно божества этих мест носили на голове рогатую тиару - символ могущества, плодородия и постоянства жизни.

Земледелие в Нижней Месопотамии могло существовать только благодаря искусственному орошению. Воду с илом отводили в специально построенные каналы, чтобы в случае необходимости подавать на поля. Работа на строительстве каналов требовала большого количества людей и их эмоционального сплочения. Поэтому люди здесь научились жить организованно и при необходимости безропотно жертвовать собой. Каждый город возникал и развивался вблизи своего канала, что создало предпосылку для независимого политического развития. До конца III тысячелетия не удавалось сформировать общегосударственную идеологию, поскольку каждый город был отдельным государством со своей космогонией, календарем и особенностями пантеона. Объединение происходило только во время тяжелых бедствий или для решения важных политических задач, когда требовалось избрать военного вождя и представители различных городов собирались в культовом центре Двуречья - городе Ниппуре.

Сознание человека, живущего земледелием и скотоводством, было ориентировано прагматически и магически. Все интеллектуальные усилия направлялись на учет имущества, на изыскание возможности приращения этого имущества, на совершенствование орудий труда и навыков работы с ними. Мир человеческих чувств того времени был куда богаче: человек ощущал свою связь с окружающей природой, с миром небесных явлений, с умершими предками и родственниками. Однако все эти чувства были подчинены его повседневной жизни и работе. И природа, и небо, и предки должны были помогать человеку получать высокий урожай, производить на свет как можно больше детей, пасти скот и стимулировать его плодовитость, продвигаться вверх по общественной лестнице. Для этого нужно было делиться с ними зерном и скотом, восхвалять их в гимнах и влиять на них с помощью различных магических действий.

Все предметы и явления окружающего мира были или понятны, или непонятны человеку. Понятного можно не бояться, его необходимо учитывать, а его свойства изучать. Непонятное не вмещается в сознание целиком, поскольку мозг не может правильно отреагировать на него. Согласно одному из принципов физиологии - принципу «шеррингтоновой воронки» - количество поступающих в мозг сигналов всегда превышает количество рефлекторных ответов на эти сигналы. Все непонятное посредством метафорических переносов превращается в образы мифологии. Этими образами и ассоциациями древний человек мыслил мир, не отдавая себе отчета в степени важности логических связей, не отличая причинную связь от ассоциативно-аналоговой. Поэтому на этапе ранних цивилизаций нельзя отделить логические мотивировки мышления от магико-прагматических.

Из книги Древний Шумер. Очерки культуры автора Емельянов Владимир Владимирович

Символы шумерской культуры Под символами шумерской культуры мы в данном случае понимаем наиболее частотные образы, многократно использованные как шумерской традицией, так и преемниками шумеров - вавилонянами и ассирийцами. Не имея возможности подробно осветить в

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 1 Великорусская историческая среда обитания и национальный характер Древние римляне полагали, что начинать любое повествование нужно ab ovo – с яйца. Того самого, из которого вылупилась курица. Собственно говоря, этого правила придерживались не только римляне.

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Особенности эллинистической культуры Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Эпоха эллинизма характеризовалась рядом совершенно новых черт. Произошло резкое расширение ареала античной цивилизации, когда на обширных территориях практически во всех сферах жизни отмечалось взаимодействие греческих и

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Среда обитания русского государя Первые политические вызовы были Василием III пережиты с разной степенью благополучности. Казань стала проблемой на востоке, Крым - на юге. Михаил Глинский не смог снабдить Россию очередной порцией земель Великого княжества Литовского,

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Особенности культуры В своем классическом очерке Кирхгофф выделяет несколько подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские народы, низшие земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и

автора Керов Валерий Всеволодович

2. Особенности древнерусской культуры 2.1. Общие особенности. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры евразийской

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

1. Особенности русской культуры 1.1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности. Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к

автора Константинова С В

1. Особенности китайской культуры Китайская цивилизация – одна из самых древних в мире. Как считают сами китайцы, история их страны начинается с конца III тыс. до н. э. Китайская культура обрела уникальный характер: она рациональна и практична. Для Китая свойственен

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности индийской культуры Индия является одной из древнейших стран мира, заложивших основы глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а также на Европу. Расцвет

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности античной культуры Античная культура в истории человечества – это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совершенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности японской культуры Периодизация японской истории и искусства очень сложна для восприятия. Периоды (особенно начиная с VIII в.) выделялись по династиям военных правителей (сегунов).Традиционное искусство Японии очень самобытно, его философские и эстетические

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

1. Особенности культуры Возрождения Возрождение (франц. renaissance – «ренесанс») – явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы. Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. При этом до конца XV в. Ренессанс оставался в основном

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том пятый: Украина в период империализма (начало XX в.) автора Коллектив авторов

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ Борьба большевистской партии за передовую культуру. Зарождение пролетарской культуры. Созданная В. И. Лениным пролетарская партия подняла знамя последовательной борьбы не только против социального и национального угнетения, но и за

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Особенности материальной культуры Специфика материальной культуры - один из существенных признаков любого этноса. Однако, как было убедительно показано С. А. Токаревым [Токарев, 1970], материальная культура имеет различные функции, среди которых наряду с

Из книги Легенды петербургских садов и парков автора Синдаловский Наум Александрович

Среда обитания Мало кому из столичных городов мира так не повезло с климатической средой обитания, как Петербургу. Из крупнейших мегаполисов, население которых превышает один миллион человек, Петербург - самый северный. Он находится на 60-й параллели, расположен севернее

Чтобы научиться в меру пить алкоголь, примите к сведению полезные советы от независимого эксперта. Результат гарантирован.

К великому сожалению, далеко не каждый умеет контролировать количество усугубленных спиртных напитков.
Очень стыдно женам, чьи мужья выглядят просто отвратительно на фоне знающих себе меру компаньонов.
С такими приятно вести беседу и понимать, что сила воли мужчины должна быть всегда на высоте.

Милые дамы, обязательно дочитайте эту статью, и Вам сразу станет понятно почему одни напиваются, а другие- трезво выпивают.

* Чтобы научиться пить в меру, в первую очередь надо четко понимать на какой рюмке следует остановиться.
Самая распространенная ошибка- знаете какая?

Еще достаточно трезвый человек слишком часто опрокидывает рюмку, совсем не понимая, что его организм “дойдет до кондиции” без последующего разлива.
Запомните это главное заблуждение!

* Начните с одной рюмки крепкого алкогольного напитка. Подождите не менее 15 минут. Внимательно прислушайтесь к своим ощущениям.
Если Вы говорите без запинки, Вам спокойно и легко, но голова при этом адекватно мыслит, а походка не нарушена, можете выпить по второй.
Непременно закусите и отсчитайте примерно 20 минут.
Помните о том, что очередная доза алкоголя суммируется с предыдущей.

* Признаком того, что Вам уже хватит, можно считать отсутствие сдерживающих факторов, беспорядочное наполнение бокалов, тенденцию пуститься “во все тяжкие”, с кем- то повздорить.
При этом Вы можете твердо стоять на ногах.
Вы меняетесь психологически.
Это очень хорошо заметно тем, кто Вас неплохо знает. Почаще прислушивайтесь к советам окружающих, а не бейте себя в грудь, обиженно оправдываясь.

* Чтобы научить себя выпивать в меру, необходимо отказаться от всевозможных “ершей”.
При пагубном смешивании алкогольных напитков очень непросто отследить нужный момент остановки.

* Предотвратите тот момент, когда Вы теряете контроль над выпитой рюмкой.
Что Вами движет?
Вполне возможно, что Вы пытаетесь “приглушить” физическую или душевную боль.
Это очень распространенная причина “сливания”.
Не лгите себе, а постарайтесь во всем объективно разобраться.

Выпивая в меру, наутро Вам не придется страдать, очередной раз проклиная себя за неуемное увлечение.
Пусть это утверждение станет главенствующей мотивацией для здорового и трезвого образа жизни.

Материал подготовил я- Эдвин Востряковский.

Источник http://goldlass.ru/poleznye-sovety/kak-nauchitsya-v-meru-pit.html

На определенном этапе жизни многие люди начинают задумываться о том, как научиться пить алкоголь в меру. Это действительно важный вопрос. Неумение пить или культурно вести себя за праздничным столом, нередко оказывается главным фактором в разрушении профессиональной карьеры и семейного союза.

Нужно реально оценивать свои возможности

Человек может часто употреблять алкоголь из-за сложных отношений в семье или конфликтных ситуаций, периодически возникающих на работе. Многие не видят возникшей проблемы и не хотят признавать наличие алкогольной зависимости. Трудно вести борьбу с самим собой. Не все могут отказаться от нескольких рюмок водки или коньяка за обедом. Но если человек понимает необходимость пить в меру, а ограничить свои желания не может, значит перед ним стоит реальная угроза страшного заболевания. Таким образом происходит начальное формирование алкоголизма, обусловленного нарушением механизма, контролирующего процесс употребления спиртного.

Немного сведений из истории

Изречение «Истина в вине, а здоровье в воде» древнеримского ученого и военного деятеля Плиния Старшего известно многим. Но в основном лишь своей первой частью, из-за чего смысл сказанного почти полностью теряется.

Древние римляне, как и греки, пили вино ежедневно, в него добавляли ароматные травы, порой даже целебные - лепестки цветов, морскую воду и мед. Употреблять неразбавленный напиток считалось верхом неприличия, недостойным для свободного человека. А того, кто не знал меры, напивался и терял над собой контроль, называли дегенератом (degenereto), всячески порицали и даже презирали.

Наша постоянная читательница поделилась действенным методом, который избавил ее мужа от АЛКОГОЛИЗМА. Казалось, что уже ничего не поможет, было несколько кодирований, лечение в диспансере, ничего не помогало. Помог действенный метод, который порекомендовала Елена Малышева. ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕТОД

В Римской империи виноделие было развитой отраслью сельского хозяйства. За качеством производимого вина следила так называемая Ассоциация Сомелье, а Ассоциация виноделов, Corpus Vinariorum, являлась одной из самых крупных консорций. Вино продавали в столовых, трактирах, ресторанах и заведениях, примерно соответствующих современным барам, его раздавали бедным абсолютно бесплатно, по предъявляемой карточке. В третьем веке в Риме был утвержден закон, согласно которому, производители определенную часть всего изготовленного вина должны были отдать легионерам и плебеям. Воины в дальнем походе обеззараживали воду вином, постепенно уменьшая дозу последнего. Для этой же цели римским легионерам надлежало иметь при себе винный уксус.

Уже в ту эпоху были известны пагубные последствия чрезмерного употребления крепких напитков. Тот же Плиний Старший указывал на возникающую зависимость от спиртного, потерю разума и целей в жизни, готовность идти на преступления. Признаками алкоголизма в то время считали употребление неразбавленного вина, и желание пить на пустой желудок.

Появление крепких алкогольных напитков в России

Считается, что первая водка была получена арабом Ар-Ризи в XI веке, которую он использовал только в медицинских целях. До этого производились алкогольные напитки методом естественного брожения винограда, ягод или фруктов и солода. Таким образом невозможно изготавливать крепкие вина, ведь процесс останавливается, едва достигнув определенного уровня. А вот метод перегонки способен на большее.

При Петре Первом, государственными указами рекомендовалось ввозить поменьше иностранной водки, а производить и употреблять свою, русскую. Не отказывающийся от рюмки император, однако понимал весь вред алкоголизма. Он учредил медаль за пьянство, которую алкоголики должны были носить постоянно, весила она около семи килограммов.

Первая водка появилась в нашей стране еще при Дмитрии Донском. В 1380 году генуэзские торговцы по пути в Литовское государство получили аудиенцию у князя, которая им очень понравилась. Они в знак благодарности подарили ему сосуды с неизвестным напитком, который назывался «aqua vitae» - живая вода. Но этот подарок не произвел никакого впечатления. Традиционными напитками в России еще долгое время будут считаться медовуха, пиво и разведенное вино.

В 1429 году европейцы вновь подарили «живую воду» русскому князю Василию II. На этот раз ее рассматривали в качестве уникального лечебного средства. Напиток понравился, но из-за крепости, его стали разводить водой. С конца XV века на производство водки была введена государственная монополия, основные законы на которую несколько раз менялись, но она сразу же дала значительный прирост бюджета. С этого момента и начинается эра неконтролируемого пьянства, превратившегося в настоящее горе для многих семей и отдельных граждан государства. Развитию алкоголизма способствуют не только личностные качества человека, но и события, происходящие с ним, а также войны, голод, разруха.

Необходимость ограничения количества выпитого

Людей, не умеющих правильно оценивать количество употребляемого горячительного напитка достаточно много. Для того чтобы не становиться посмешищем, большинство из них предпочитает вообще не пить алкоголь. И правильно делают, между прочим. Так они просто исключают прецедент - возможные последствия, которые могут принести им одни страдания.

Большинство из периодически выпивающих женщин пьют за праздничным столом немного - всего лишь одну или две рюмочки. И заставить их выпить больше - дело весьма неблагодарное, категорически отказываются. Этого жесткого ограничения они, как правило, придерживаются с ранней юности и до конца своей жизни. Такие люди никогда не сопьются, потому что не рассматривают для себя возможность дополнительной дозы и не ожидают от небольшого количества алкоголя качественного изменения своих ощущений, таких как неумеренное веселье или чувство любви ко всем окружающим. Они просто отдыхают вместе со всеми, едят вкусную пищу, улыбаются и мирятся с укоренившейся традицией, позволяя себе чуть-чуть выпить.

Мужчинам свойственно более радикально подходить к проблеме алкоголизма. Многие из них, находясь на грани, проявляют огромную силу воли и останавливаются практически перед пропастью, которая уже собралась их поглотить. Они навсегда отказываются от выпивки.

Употребление алкоголя в ограниченном количестве вырабатывается в семье, питейные традиции которой соблюдаются постоянно. Это служит для подрастающего поколения наглядным примером правильного поведения за столом. Когда авторитет родственников перевешивает влияние улицы или школьных друзей, можно не бояться за возможность развития склонности к алкоголизму у молодых людей.

В редких случаях отрицательное отношение к алкоголю может выработаться у детей, которые постоянно видели перед собой безобразные, изменившиеся под воздействием спиртного лица близких людей, оценивали их пьяные выходки, а иногда и по-настоящему страдали от них.

Одно из главных правил для всех родителей, мечтающих вырастить своих детей независящими от зеленого змия - никогда не давать и не позволять им пробовать алкоголь. Молодой организм особенно быстро откликается на воздействие спирта, привыкание к нему невозможно остановить. Даже незначительная доза алкоголя, выпитого в раннем детстве, может значительно усложнить жизнь человеку или вообще сломать ее.

Осознание губительного воздействия алкоголя на личность

Вся проблема работы над ликвидацией зависимости от алкоголя состоит в том, что пьющие люди в большинстве случаев не осознают своего катастрофического положения. Они считают, что «пьют как все». Да к тому же на первоначальных этапах у них еще не успели проявиться сопутствующие алкоголизму заболевания важных органов и психические расстройства, такие, например, как печально известная белая горячка.

Людям, часто употребляющим алкоголь в количестве, значительно превышающем допустимые нормы, необходима консультация врача-нарколога. Уже успевшая выработаться химическая зависимость от постоянного поступления в организм спирта, будет все возрастать. Поэтому для определенных категорий пьющих, ограничить себя в употреблении хмельных напитков не удастся. Необходимо просто раз и навсегда отказаться от этого «удовольствия».

Выпивать время от времени качественное спиртное не грех. Но как научиться пить в меру алкоголь тем, кто не мыслит своей жизни без водки? Таким людям не нужен повод, чтобы пригубить рюмку, это и так для них главная цель. Подобное поведение сигнализирует о тяжелой степени алкоголизма. Их нужно лечить в специализированных клиниках, где с ними будут работать настоящие профессионалы. В особо тяжелых случаях возможна деградация и полный распад личности.

Трудность в самостоятельной оценке угрозы от выпитого алкоголя в том, что люди на начальном этапе не рассматривают алкоголизм или даже пьянство как болезнь или приобретенную зависимость. Некоторые из них согласны уменьшить дозу, которую они употребляют, но не хотят навсегда отказаться от хмельного. В таком случае врачи могут значительно уменьшить дальнейшее усиление тяги к спиртному.

Если человек понял всю тяжесть ситуации, в которой он очутился, но хочет пить как все, а не категорически отказываться от алкоголя, то есть надежда, что он справится со всеми трудностями. Беда лишь в том, что не все могут это сделать.

У пьющих есть проблемы, решить которые самостоятельно они не могут и пытаются уйти от этого при помощи алкоголя. Это могут быть:

  • сложности на работе, а у любителей выпить они обязательно появляются;
  • распад семьи и, как правило, расставание с детьми, что вызывает новый виток алкоголизма;
  • боязнь признать себя алкоголиком;
  • нежелание навсегда отказаться от хмельных напитков.

Обращение к специалисту, доверительные беседы с которым могут помочь в решении ряда проблем, вырабатывает у пьющего человека способность самостоятельного анализа своего поведения. А это уже первый шаг в преодолении страшной зависимости. Пить понемногу либо вообще не употреблять, должно быть твердым решением обратившегося за помощью. В этом случае можно перейти к снижению количества выпиваемого алкоголя. И только когда сам человек осознает необходимость полного отказа от всех видов этой продукции, он может преодолеть свое заболевание и стать на путь здорового образа жизни.

Что нужно сделать, чтобы пить меньше

Ограничение количества алкоголя можно назвать лишь временным решением злободневной проблемы. Многие пытались таким образом справиться с ситуацией, но вновь начинали пить по-прежнему. Такой переходный этап эффективен лишь в том случае, если в дальнейшем будет поставлена цель навсегда прекратить употребление любых спиртосодержащих напитков, какими бы красивыми и вкусными они не казались. Есть ряд приемов, которые помогут научить пить умеренно:

  • научиться решать возникшие стрессовые ситуации без употребления алкоголя;
  • обозначить допустимый предел для выпитого и придерживаться его;
  • осознать необходимость постоянно контролировать свое состояние и количество принимаемого спиртного.

Научиться пить алкоголь в меру можно, но для этого нужно осознать вред, который спиртное наносит организму. Уменьшение количества выпитого положительно скажется не только на здоровье, но и на качестве жизни человека.

Вылечить алкоголизм невозможно.

  • Испробовано множество способов, но ничего не помогает?
  • Очередное кодирование оказалось неэффективным?
  • Алкоголизм разрушает вашу семью?

Источник http://alkogolu.net/obshee/kak-nauchitsya-pit-alkogol-v-meru.html

Зачастую необходимо прожить некоторую часть жизни и набить определенное количество шишек, чтобы понять, как научиться пить в меру алкоголь. К сожалению, общая культура распития спиртных напитков находится на достаточно низком уровне. Это обуславливает необходимость выработки собственного понимания меры в употреблении алкоголя.

Принципиально речь идет о контроле степени своего опьянения, который вырабатывается в течение жизни и зачастую является следствием горького опыта. Важность определения и употребления индивидуально достаточного количества спиртных напитков обоснована тяжелыми социальными последствиями, наступающими в случае злоупотребления продуктами, содержащими алкоголь, и ведущими к деградации личности.

Оценка своих возможностей

Среди факторов, при которых необходимо меньше пить алкоголь, наркологи называют следующие.

  • Наследственность и врожденные нарушения, при наличии которых лучше полностью исключить употребление спиртных напитков, поскольку продукты распада этилового спирта могут вызывать усугубление болезней.
  • Женский пол и пожилой возраст. Они оказывают существенное влияние на способность контроля количества употребляемого продукта. Известно, что на женский организм алкоголь оказывает более быстрое воздействие. К тому же в более зрелом возрасте за счет изношенности органов опьянение может наступить достаточно быстро.
  • Избыточный вес. Специалисты отмечают, что человек с лишней массой тела имеет высокий риск развития сахарного диабета в случае, если употребление алкоголя превышает обозначенные врачом допустимые дозы.

Чтобы не перебрать во время застолья, необходимо выпивать до достижения стадии легкого опьянения, которое может наступить достаточно быстро. Почувствовав это состояние, необходимо прекратить употребление спиртного напитка как минимум на час, а лучше на более долгое время. Иногда достаточная мера определяется тем, что алкоголь «тяжело идет», что свидетельствует о начальной стадии интоксикации организма. После этого прием любых доз спиртного может быть чреват изменением эмоционального состояния, поведения, резким снижением нравственных норм и другими проявлениями девиантного поведения. Многие люди, доходя до последней черты, задают вопрос, можно ли научиться пить в меру. Специалисты отвечают, что да, но при наличии высокой мотивации, воли и самодисциплины.

Планирование досуга

Задумываясь о том, как меньше пить, человек должен четко планировать свое свободное время. Ниже приведены основные советы, которых следует придерживаться.

  • При невозможности отказа от употребления спиртных напитков, лучше делать это в компании знакомых, близких людей. Избегайте пить в компании с незнакомцами – это снизит вероятность нестандартной ситуации.
  • Откажитесь от посещения сомнительных заведений с большим количеством пьющих людей, поскольку в этом случае социум может оказать доминирующее влияние на поведение и самоконтроль человека.
  • Откажитесь от одиночного употребления спиртных напитков, поскольку наличие собеседника помогает разделить эмоциональные переживания и снижает вероятность потери чувства меры.
  • Не покупайте спиртное вне специализированных магазинов.
  • Не покупайте дешевый алкоголь сомнительного происхождения. Одним из способов научиться знать меру в алкоголе является употребление напитков высокого качества. Здесь надо руководствоваться правилом «Лучше меньше, да лучше».

Ограничение количества выпитого

Одним из способов того, как научиться меньше пить является ограничение количества спиртного. Предварительную оценку допустимого объема, который можно выпивать человеку в зависимости от его массы, можно рассчитать, используя онлайн-калькуляторы или специальные таблицы. Они позволяют определить примерное время, необходимое для выветривания спиртного из организма. Но стоит учитывать, что оптимальное количество напитка знает только сам человек по собственному опыту.

Интервалы употребления алкоголя

Конкретных рекомендаций, подходящих для каждого человека, не существует. Специалисты рекомендуют прислушиваться к собственному организму и при первых признаках опьянения отказываться, по крайней мере, на некоторое время, от употребления спиртных напитков.

Помните о последствиях

Для того чтобы выпивать в меру, каждому человеку необходимо помнить о возможных последствиях. И это касается не только состояния здоровья, но и последствий, следующих за действиями, совершенными в состоянии аффекта. В конечном итоге, может ли алкоголик пить в меру, зависит не от усилий морализаторов, а от степени собственного самоконтроля и осознания последствий, стимулом для которого может служить, например, повышение по службе, сохранение нормальной атмосферы в семье и пр.

Продолжительные наблюдения выявили ряд факторов, снижающих степень воздействия алкоголя на организм человека. Среди наиболее часто встречаемых рекомендаций для того, чтобы научиться пить в меру, следует назвать следующие.

  • Необходимость предварительного плотного перекуса (желательно калорийными жирными блюдами) . Принимая алкоголь на голодный желудок, следует ожидать, что спиртное будет действовать гораздо быстрее и сильнее, чем употребление после хорошего обеда или ужина. Рекомендуется принимать алкоголь не позже, чем через несколько часов после приема пищи, или сделать дополнительный перекус.
  • Употребление «пробной» рюмки алкоголя . Она выступает в роли «прививки», подготавливая организм к дальнейшему употреблению спиртного. Рекомендуется после первой рюмки сделать перерыв как минимум 20–30 минут и понаблюдать за своим состоянием. Если сильного опьянения и ухудшения состояния не произошло, можно выпить еще одну рюмку и наблюдать далее.
  • Регулярное закусывание . Одним из основных средств, препятствующих опьянению, является употребление во время застолья пищи и неалкогольных напитков. Они снижают концентрацию и токсическое действие алкоголя. И, как следствие, опьянение.
  • Исключение или сведение к минимуму перекуров . Специалисты рекомендуют во время застолий отказаться от курения, поскольку даже одна сигарета существенно увеличивает степень опьянения.
  • Периодические выходы на свежий воздух . Они также помогут снизить степень опьянения и улучшить самочувствие во время застолья.

Как можно помочь людям, которые много пьют

Симптомами потери контроля над количеством употребляемого алкоголя, при которых рекомендуется обратиться в специализированный медицинский центр, являются:

  • неравнодушное отношение к присутствию алкоголя в доме;
  • невозможность отказаться от приема очередной порции под предлогами снятия стресса, повышения настроения и т. д.;
  • частичная или полная утрата воспоминаний о событиях предыдущего дня или вечера.

Перечисленные симптомы представляют собой пограничные состояния, в которых при своевременном оказании квалифицированной медицинской помощи можно побороть алкогольную зависимость.

Источник http://alcomed.ru/articles/kak-nauchitsya-pit-v-meru

Вкратце: Вычислить свою норму употребления алкоголя — реально. Сколько можно пить алкоголя, чтобы не было похмелья, чтобы сохранить своё здоровье, чтобы не бояться алкоголизма — это всё разные нормы, и вы сможете рассчитать подходящую для себя, воспользовавшись советами из этой статьи.

Я пью чуть больше чем могу, но меньше, чем хочу
Когда я пью, я не пою — я не пою, кричу
Группа «Сплин»

Сколько вообще алкоголя можно пить? От какого количества не рискуешь посадить печень? Как ограничить себя, чтобы не уйти в запой , не попасть в зависимость от выпивки? Можно ли вычислить дозу, от которой не будешь с утра мучиться похмельем?

Вычислить оптимальную норму употребления алкоголя действительно реально. Ответы будут различаться для разных людей: в зависимости от их веса, состояния здоровья, других сопутствующих факторов. Из этой статьи вы узнаете, как рассчитать именно вашу норму алкоголя в зависимости от ваших целей: хотите ли вы уберечься от алкоголизма, желаете ли пить без похмелья или заботитесь прежде всего о собственном здоровье.

Сколько алкоголя можно пить без вреда для организма

Водка

Пиво

Вино




Инфографика. Как узнать свою норму алкоголя.

Самый чувствительный к алкоголю орган — это мозг , для него порог токсичности чистого алкоголя составляет всего 19 г в сутки (60 мл водки) . При регулярном употреблении алкоголя разрушение мозга носит необратимый характер, так как восстановление нейронной сети не успевает завершиться до новой потери клеток мозга.

Другие органы, повреждаемые воздействием алкоголя (печень, почки , поджелудочная железа , лёгкие и глаза), восстанавливаются гораздо эффективнее, чем мозг, только для этого надо пить в меру и давать этим органам время на восстановление . Дело в том, что есть предел способности здорового человека переработать алкоголь. Для среднестатистического человека весом 70 кг этот предел составляет 170 г в сутки (538 мл водки) . После такой дозы необходимо не менее 8 дней отдыхать от алкоголя, давая организму время на восстановление. Тогда пострадавшие от негативного воздействия органы смогут вернуть полноценную работоспособность и не продолжат разрушаться во время следующей пьянки.

Как рассчитать свою беспохмельную норму алкоголя

Вы можете рассчитать для себя дозу алкоголя, которая позволяет вовсе избежать похмелья , по следующей формуле:
1,5 мл чистого алкоголя на килограмм массы тела.
В пересчёте на водку это составляет 3,75 мл на килограмм массы тела. Например, если человек весит 70 кг, то за столом ему лучше ограничиться 262 мл водки при однократном приёме, а при приёме в течение 4-5 часов дозу можно увеличить до 327 мл.

Для вашего удобства приводим здесь таблицу с уже готовыми расчётами, сколько и чего можно пить, если не хочется страдать от похмелья. Все дозы подсчитаны для людей с разной массой тела (от 50 до 90 кг). Дозы алкоголя даны в миллилитрах.

Имейте в виду, что с возрастом рекомендуемые дозы уменьшаются, потому что организм уже не так эффективно перерабатывает алкоголь. Кроме того, чем сложнее состав напитка, тем сложнее организму с ним справиться. Поэтому от 40-градусного коньяка похмелье будет тяжелее, чем от такой же дозы водки.

Статья обновлялась в последний раз: 19.01.2019

Не нашли то, что искали?

Бесплатный путеводитель по знаниям

Подпишитесь на рассылку . Мы будем вам рассказывать , как пить и закусывать, чтобы не навредить здоровью. Лучшие советы от экспертов сайта, который читают больше 200 000 человек каждый месяц. Прекращайте портить здоровье и присоединяйтесь!

Loading...Loading...