Традиционная кухня старообрядцев забайкалья. Работает тот, кто ест. Доброе дело тогда имеет цену, когда будет доведено до конца

Среди известных способов приготовления и употребления пищи доминировали традиции русских, сильным было влияние украинской кухни. В приемах обработки, хранения и консервации пищевых продуктов обнаруживается немало заимствований из кулинарии народов Кавказа, Средней Азии, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Способы приготовления и хранения продуктов и блюд в походных условиях, известные у казаков, сходны с теми, которые существовали у русского населения разных регионов и нерусских народов окраин России (замораживание мяса, рыбы, пельменей, молока, сушка творога, овощей, фруктов и ягод и др.). Повсеместно наиболее распространенным был хлеб из кислого теста на дрожжах или закваске. Хлеб выпекали в русской печи (на поду или в формах), из кислого теста пекли пироги, пирожки, шаньги, булки, блины, оладьи и другое. У уральских казаков в хлеб, предназначенный в дорогу, запекали яйца. Пироги – праздничное и повседневное блюдо с начинкой из рыбы, мяса, овощей, круп, фруктов, ягод, в том числе дикорастущих.

Из пресного теста пекли лепешки (преснушки), бурсаки, колобки, кныши, маканцы, орешки, розанцы (хворост). Готовили их в русской печи или обжаривали в масле. Лепешки нередко готовили на сковороде без жира, аналогично традициям хлебопечения у кочевых народов Средней Азии. Из кислого заварного теста готовили булки и крендели. Блюда из муки, заваренной в кипятке, - затируха, джурьма, баламык, саламат составляли основу постного рациона, их готовили во время рыболовного промысла, в дороге, на сенокосе. Галушки, вареники, лапша, пельмени входили в число блюд повседневного и праздничного стола. Из муки варили также кулагу (муку заваривали фруктовым отваром), кисель для поминальной и постной трапезы. Большую роль в питании играли крупы; каши на воде и молоке, в них добавляли овощи (тыкву и морковь). На основе каш готовили блюда наподобие пудинга – пшенники (из пшена и риса), с добавлением яиц и масла. «Каша с рыбой» была известна у уральских, донских, терских и астраханских казаков.

Молочные блюда – важная часть повседневного рациона. Основой для приготовления многих блюд было кислое молоко. Из него делали арян (айран) – напиток для утоления жажды, откидное молоко, сюзбе, наподобие брынзы. Сушеный сыр был распространен у многих войск. Кубанские казаки делали сыр аналогично традициям адыгейской кулинарии. Каймак (топленые в русской печи сливки) добавлялся во многие блюда, придавая им особый вкус. Ремчук, сарсу – блюда из кислого молока, заимствованные у кочевых народов, бытовали у уральских, астраханских, донских казаков. Из молока делали также варенец, ряженку, сметану, творог.

Блюда из рыбы – основа питания донских, уральских, астраханских, сибирских, амурских, частично кубанских казаков. Рыбу варили (уха, щерба), жарили (жарина), томили в печи. Из рыбного филе готовили котлеты и тельное – блюдо, известное также у поморов, русскоустьинцев. На праздничный стол подавали пироги с рыбой, заливную и фаршированную рыбу. Из икры частиковой рыбы делали котлеты и фрикадельки. Рыбу сушили, коптили, вялили (балык).

Из мяса готовили первые блюда (борщ, щи, лапша, похлебка, суп), вторые блюда (жаркое с овощами, жарина, пожарок), начинку для пирогов.

Блюда из овощей и фруктов отличались большим разнообразием. Самым популярным овощным блюдом у кубанских, донских и терских казаков был борщ с мясом, у уральских – щи из мяса, капусты, картофеля и крупы. Морковник, тыквенник, тушеная капуста, жареный картофель входили в ежедневный рацион. Кубанские и терские казаки готовили блюда из баклажанов, помидор, перца и другого, аналогично традициям кавказской кухни. Уральские казаки делали вялушки из дыни так же, как и туркмены, только после вяления на солнце их томили в русской печи. Овощные блюда с квасом (окрошка, редька тертая) были популярны у сибирских, забайкальских, оренбургских, уральских и донских казаков. Бахчевые культуры – арбузы, дыни и тыквы доминировали в пище казаков многих войск в летнее время. Арбузы и дыни солили. Мякотью арбуза заливали соленые помидоры, огурцы, капусту. Широко распространенным блюдом из арбузной и данной патоки у донских, астраханских, уральских и других казаков был бекмес. Терские и кубанские казаки добавляли в блюда пряные приправы из местных трав.

Дикорастущие (терн, вишня, смородина, алыча, яблоки, груши, орехи, шиповник) употреблялись повсеместно. Из кукурузы варили мамалыгу (терские и кубанские казаки), парили ее в русской печи, отваривали. Из фасоли, гороха и бобов варили каши и жидкие блюда. Черемуху широко употребляли забайкальские казаки, пекли пряники (курсуны), делали начинку для пирогов.

Напитки были разнообразными: квас, компот (узвар), кислое молоко, разведенное водой, сыта из меда, буза из солодкового корня и другие. Хмельные напитки подавались к праздничному столу: брага, кислушка, чихирь – молодое виноградное вино, самогон (горилка). Среди казаков большой популярностью пользовался чай. Чаепитием завершались все праздничные, часто и ежедневные трапезы. Казаки Забайкальского войска пили чай с «забелой» из молока, масла и яиц, добавляя в него пшеничную муку и конопляное семя. Старообрядцы в конце 19 – начале 20 вв. соблюдали запрет на употребление чая, заваривали дикорастущие травы и коренья.

До конца 19 – начала 20 вв. для казачества характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до ее начала, замкнутость семейного быта. У казаков Донского, Уральского, Терского, Кубанского войск существовали 3-4-поколенные семьи, численность которых доходила до 25-30 человек. Наряду с большими были известны малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Сословная обособленность казачества в 19 веке значительно ограничивала круг брачных связей. Браки с иногородними и представителями местных народов были крайне редкими даже в начале 20 века. Однако следы брачных союзов казаков с нерусскими народами в ранний период существования казачьих общин прослеживаются в антропологическом типе донских, терских, уральских и астраханских казаков.

Глава семьи (дед, отец или старший брат) был полновластным руководителем всей семьи: распределял и контролировал работу ее членов, к нему стекались все доходы, он обладал единоличной властью. Аналогичное положение в семье занимала мать в случае отсутствия хозяина. Своеобразием семейного уклада казачества являлась относительная свобода женщины-казачки по сравнению, например, с крестьянкой. Молодежь в семье также пользовалась большими правами, чем у крестьян.

Длительное сосуществование казачьей земледельческой, промысловой и военной общины определило многие стороны общественного быта и духовной жизни. Обычаи коллективного труда и взаимопомощи проявлялись в объединении рабочего скота и инвентаря на период срочных сельскохозяйственных работ, орудий лова и транспортных средств во время рыболовного промысла, совместном выпасе скота, добровольной помощи во время строительства дома и др. Для казаков характерны традиции совместного проведения досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встречи казаков со службы. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью многих из них были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу». Игры и соревнования часто проводились по инициативе войсковой администрации, особенно конно-спортивные состязания. Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. На крестинах мальчика «посвящали в казаки»: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар новорожденному (на зубок) стрелы, патроны, ружье и развешивали их на стене.

Наиболее значительными религиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого – покровителя войска.

Аграрно-календарные праздники (святки, масленица и другие) составляли важную часть всей праздничной обрядности, в них отразились следы дохристианских верований. В праздничных обрядовых играх прослеживается влияние контактов с тюркскими народами. У уральских казаков в 19 веке в число праздничных забав входило развлечение, известное у тюркских народов: без помощи рук со дна котла с мучной похлебкой (баламык) полагалось достать монету.

Своеобразие бытового уклада казачества обусловило характер устнопоэтического творчества. Самым распространенным фольклорным жанром у казаков были песни. Традиции хорового пения имели глубокие корни. Широкому бытованию песни способствовала совместная жизнь в походах и на сборах, выполнение сельскохозяйственных работ всем «миром».

Войсковое начальство поощряло увлечение казаков хоровым пением, создавая хоры, организуя сбор старинных песен и издание сборников текстов с нотами. Музыкальной грамоте обучали школьников в станичных школах, основу песенного репертуара составляли старинные историко-героические песни, связанные с конкретными историческими событиями, а также те, которые отражали военный быт. Обрядовые песни сопровождали праздники календарного и семейного цикла, популярными были любовные и шуточные песни. Под влиянием города в начале 19 века распространились «жестокие» романсы и литературные переделки. Из других жанров фольклора значительное распространение получили исторические предания, былины, топонимические рассказы.

Шанежки-у меня вот шаньжищщи вышли- типично сибирская дрожжевая выпечка. И начинка наша- забайкальская-молотая черемуха. Ароматные, пышные, легкие- настоящее лакомство к чаю. Не согласна с тем, что пишут иногда -возьмите кислое тесто- нет, не кислое, а из высшей крупчатки, сдобное и сладкое-вот тогда будут шанежки! Опарный способ, длительная расстойка, довольно большое количество сдобы, выбивание теста- все это придает шанежкам нежность и скважистость, не дает им черстветь несколько дней. При отсутствии черемухи можно смазать верх сметаной, чуть замешенной на муке и с сахаром- тоже местная помазка. А теперь вот хотела бы познакомить вас с понятием «семейские»…. В поэтической форме историю переселения старообрядцев и закрепления их на новых землях за Байкалом описывает Н.А. Некрасов в поэме «Дедушка»: Горсточку русских сослали В страшную глушь за раскол, Землю да волю им дали; Год незаметно прошел - Едут туда комиссары, Глядь - уж деревня стоит, Риги, сараи, амбары! В кузнице молот стучит… Вновь через год побывали, Новое чудо нашли: Жители хлеб собирали С прежде бесплодной земли… Так постепенно в полвека Вырос огромный посад - Воля и труд человека Дивные дивы творят! Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I. Русскому правителю хотелось расположить к России народы, исповедующие православие (славян, грузин, армян, греков). С этой целью Царь решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах (Украине, Грузии, Армении). Были исправлены книги, изменено хождение посолонь, т. е. хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшилось количество поклонов, сильно изменено и церковное песнопение, из-за чего оно фактически лишило «многогласие», которое сокращало службу в церкви. Введено написание имени Иисус с двумя «и» вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу. Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения. Постоянной опорой в нелегкой судьбе семейских или старообрядцев, вечно гонимых официальной церковью и государством, служила нематериальная культура. Прошло около 240 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды. Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности их культуры. Это мы находим в их образе жизни, в быту, в культуре семьи, крепости нравственных устоев, в величавости их одежды, в оформлении жилищ, в росписи их утвари, жилых помещений. До наших дней они сохранили золотой фонд русской народно-бытовой культуры. Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического, культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых в глубину средневековья. Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов. Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже ЮНЕСКО провозглашена «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Семейские хлебосольный, гостеприимный народ, любят яркие веселые тона. Раскраска карниза, ставней, наличников радует глаз веселым разноцветьем. Это говорит о жизнелюбии народа, его веселом нраве и достатке. Кухня семейских, представляет, большой выбор мясных, молочных блюд, выпечки. Побывав на подворье семейских, отведав пирогов, шанег, оладьев, щей, каш каждый захочет вновь вернутся. Для того чтобы получить достоверную информацию о жизни народа, проживающего на территории Тарбагатайского района нужно проехать по селам:Тарбагатай, Куналей, Десятниково, Куйтун вы окажетесь в конце XIX века на типичной старообрядческой улице. Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай батюшкой Сергеем, можно увидеть старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснуться к далекому прошлому семейских. Я была там, видела музей, созданный батюшкой своими силами, беседовала с отцом Сергием- удивительный человек-мало сейчас таких бессребреников…Конечно, были и у самих семейских в гостях- многие сейчас работают на туристический бизнес. Угощали нас разносолами-очень вкусно, обильно, патриархально! Пели и плясали нам, играли в игрища- удивительное и незабываемое путешествие…Отголоском которого –мои шанежки-по старым рецептам…Угощайтесь- и приезжайте к нам, а?!

В августе этого года в Бурятии проходят торжества, посвященные 250-летию прибытия первых переселенцев-старообрядцев в Бурятию. С целью донести до потомков живую нить древних, глубинных традиций и обычаев, чтобы сохранить самобытное народное искусство семейских Министерство культуры Республики Бурятия, Республиканский центр народного творчества при поддержке Министерства культуры Российской Федерации провели 8 августа в Этнографическом музее народов Забайкалья Международный фестиваль-конкурс фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, корогод!»

Организаторы сообщают, что проведение фестиваля имеет своей целью сохранение преемственности и развитие самобытного уникального искусства старообрядцев, выявление интересных творческих коллективов, пропагандирующих народные традиции, международное культурное сотрудничество по обмену между фольклорными коллективами.

В ходе фестиваля состоялись конкурсы песенного и обрядового фольклора, гармонистов, частушечников, плясунов, старообрядческого костюма, выставки-ярмарки народных художественных промыслов, сувенирной продукции.

Гостями фестиваля стали и забайкальские казаки. История казачества за Байкалом началась с 40-х годов XVII века. Первым сюда пришел отряд во главе с Курбатом Ивановым. Столицей Забайкальского казачьего войска стал Читинский острог, основанный в 1653 году. В дальнейшем было сформировано «пограничное казачье войско», в которое входили и полки из бурятов. К началу XIX века на восточной границе Российской Империи была выстроена линия казачьих острогов. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других.

Приехали на фестиваль и китайские старообрядцы — потомки переселенцев из Забайкалья и Приморья, уходивших в Китай во время Гражданской войны и начавшейся коллективизации. В конце 1950-х годов, когда и в Китае пришли к власти коммунисты, почти все старообрядцы переселились Китая в Южную Америку, Австралию, США.

В китайском городе Аргун есть большая русская община. Много смешанных семей, в которых говорят сразу на двух языках. Китайские староверы также поют старинные русские песни. Они звучат очень чисто и ярко, по-китайски мелодично и вместе с тем совершенно по-русски — по языку, музыкальному сопровождению, одежде, эмоциям исполнителей.

Известный далеко за пределами Бурятии хор из села Большой Куналей также принял участие в фестивале. Село Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии основано переселенцами-староверами в 1765 году в месте, где горные отроги переходили в пади. Название села происходит от бурятского слова «хунилла» — сборка, складка. Село известно своим хором, образованным в 1927 году из числа самобытных народных певцов. Старинные народные песни, составляющие репертуар, передаются из поколения в поколение. В 1967 году хору было присвоено звание «народный». Он неоднократно выезжал на гастроли за границу, удивляя слушателей не только звучанием семейских песен, но и красочными нарядами.

Певицы перед выступлением обязательно надевают старинные бусы из янтаря. Бусы эти массивны, сделаны из круглых, грубо обработанных кусков янтаря, а центральный, самый крупный янтарь оправлен в серебро. Ожерелья передаются из поколения в поколение, семейские покупали их на протяжении XIX в. в городе Кяхте, крупном тогда купеческом центре на торговых путях, соединявших Китай и Монголию с Россией и Западной Европой.

Переселившись в Забайкалье, староверы-семейские оказались в окружении иноязычного населения. Русские переселенцы не просто сдружились с коренным населением, но и переняли у бурятов способы хозяйствования. Встречались и смешанные браки, причем семейские старались обратить бурятов в свою веру.

Семейские сохранили до наших дней культуру допетровской Руси. Высокие деревянные избы, украшенные резьбой и яркими узорами, традиционная одежда, яркая и красочная. Они сохранили не только духовный опыт, но и традиции народного пения и другие элементы народно-бытовой культуры.

Кроме протяжных, «долгих» старинных песен, есть в репертуаре семейских и частушки. Это достаточно новое явление, возникшее в 20-е годы XX века как своеобразный отклик на ломку старых устроев. За долгое время частушки укоренились в древней культуре семейских.

Старинное село Верхний Жирим находится в 80 км. от Улан-Удэ в Тарбагатайском районе. Первоначально при переселении сюда семейских деревня была названа Чиримской и делилась на две части — поповцы и беспоповцы жили отдельно. По словам Ф. Ф. Болонева, известного исследователя семейских, название Жирим в переводе с бурятского означает «седельная подпруга». Живя в иноязычном окружении, русские переселенцы перенимали у бурят не только специфические для Забайкалья ремесла и способы земледелия, но и заимствовали названия.

На фестивале проходила выставка-ярмарка «Традиционная кухня семейских Забайкалья». Семейские хозяйки ценили такие блюда, которые можно было быстро приготовить на целый день для всей семьи. Готовили в русских печах, используя чугуны и сковороды. Раньше ели из деревянной посуды: чашки, ложки, стаканы. Была также посуда глиняная и берестяная, особенно туески для молочных продуктов и ягод.

Делегации из районов республики приехали со своей едой.

Главный продукт традиционного стола семейских - хлеб и другие изделия из ржаной и пшеничной муки. Хлеб замешивали на опаре и выпекали на поду, т.е. на кирпичах. В праздники выпечка была более разнообразной. Из сдобного теста на молоке с добавлением масла и яиц крутились тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами, сладкие пироги.

Староверы-семейские строго соблюдали посты (до 240 постных дней в году). При этом в кухне семейских было много и мясных блюд из баранины, свинины, говядины, дикой козы и изюбря. Традиционно семейские не ели зайчатину. Зачастую мясное блюдо было и первым, и вторым: жерёха, жаренина, жаркое. В качестве вторых блюд в основном была томленая каша, молочные продукты, малосольные огурцы и помидоры. В постные дни ели рыбные блюда. Однако рыбная ловля для семейских не была постоянным промыслом. Разную рыбу ели в сезон и солили впрок.

Семейские выращивали овощи, которые ели в сыром виде, а также варили, запекали, жарили. В постное время это был основной продукт на столе, в мясоеды — приправа к разнообразным мясным и рыбным блюдам. Дикорастущие растения употребляли в пищу в страдную пору, на сенокосе, в тайге при сборе лесных ягод, кедрового ореха, черемши.

Одежда семейских содержит элементы польского, белорусского и украинского костюма. Многие детали были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят. Традиционный семейский женский костюм состоит из шелкового сарафана с тисненным рисунком в цвет ткани, кофты с присборенным рукавом, длинного передника (запона) из сатина с нашитыми лентами. Отличительные черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Замужние женщины носят причудливо украшенные кички. Головной убор получается из свернутой определенным образом шали, украшенной по верху брошками и цветами.

Семейские сохранили подлинные старинные наряды. Сарафаны из богатой далембы, конхвы, атласа, плиса, бархата, кашемира свежо переливаются в лучах солнца набивным узором, в котором преобладают традиционные «пионы», сказочные цветы, известные теперь разве что по жостовской росписи. Шелковые кофты без вышивки «истинно семейских» цветов: алые, жаркие (оранжевые), черемные (бордово-коричневые), багульные (светло-малиновые), саранковые (светло-красные), поднебесные (бирюзово-зеленые) — покоят глаз глубиной и нежностью тона.

Жительницы семейских сел до сих пор ткут особые узорчатые ленты-пояса. Для этого используют специальные небольшие ткацкие станки. Пояса являются не просто предметом одежды, но произведением искусства. Сохраняя старинные традиции, бабушки обучают ткацкому ремеслу своих внучек.

Передники-запоны подбираются в контраст к сарафану. На ярком одноцветном поле мерцают тяжелые гирлянды (до 7—12 нитей) крупного янтаря простой старинной выделки; центральная бусина — «королек», размером с куриное яйцо, оправлена в серебряное кольцо. Талии подчеркнуты плетенными из гаруса узкими поясами, ромбический орнамент которых неотличим от белорусских опоясок. Крепкие яловичные сапоги подчеркивают житейскую предназначенность и добротность костюма. На фабричных атласных шалях, венчающих наряд (головной убор семейской женщины настолько сложен, что редкая из них может «завязать кику» одна, без помощи родственниц), красуются старинные брошки вперемешку с модной бижутерией.

Кухня семейских — старинная уже забытая в европейской России русская, традиционная. Блюда готовятся в русской печи, жарятся на открытом огне или томятся несколько часов.

В деревнях до сих пор по традиции ставят сразу все блюда на стол, едят с общих тарелок одной только ложкой. Из посуды используют чугунные горшки, сковороды, пекут хлеб на кирпичах.

Сибирская старообрядческая кухня с большим количеством мяса. Мясо и тушеное - баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Не ели зайчатину. Строго соблюдали посты.

Аркадий Зарубин , CC BY-SA 3.0

В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана.

А щти семейские вот так готовят: как хлеб спекут, в печку горячую чугунок задвигают, в котором на плите варились мясо с капустой квашеной. Хорошее мясо на косточке обязательно должно быть. Заправку из сушеного зеленого пера лука, укропа, морковки добавляли. И вот, в горячей печке они нашревают несколько часов. В готовые щти сырой лук крошили и подавали с маленькими черными сухариками. В нашей семье так делали.(Баба Гутя)

Стыдно быть голодным

Семейским стыдно быть голодными. Если нечего поставить на стол, значит летом работали плохо, не сделали запасов. А ленивым быть — без штанов ходить.


Традиционный обеденный стол в семейской деревне Наталия Мясникова , CC BY-SA 3.0

Запасы у семейских по-настоящему большие. Ими они способны прокормить не только свою семью, но и в любой момент встретить гостей за «широким» столом.

Хлеб — всему голова

Их столы ломятся от разных угощений и заготовок, напитков. Главное место всегда занимает хлеб и разного рода выпечка: пироги, пирожки, лепешки, хворост, калачи и караваи.

Перед тем, как сотворить тесто, бабушка Пелагея обязательно молитву шептала, просила Боженьку благословить хлебушек. Без этого ритуала, говаривала, доброе тесто и не вызреет, и тарочки (булочки) такими мягкими да пышными не получатся. (Лилия Викторова)


Тарочки — семейские булочки Jean-Pierre Amiot , CC BY-SA 3.0

Усё свое

Исходные продукты чаще всего со своего огорода и хозяйства. Всегда в семейских деревнях можно купить молока, сметаны, творога, овощей, свинины, говядины.


Мясной рынок в Тарбагатае Елена Мясникова , CC BY-SA 3.0

Тарбагатайская картошка известна на всю Бурятию, она рассыпчатая, сладковатая на вкус и очень нежная при тепловой обработке. Ее мешками закупают жители соседних городов и Монголии. Такой эффект она приобретает благодаря песчаной почве тарбагатайских полей, в которой растет. Семена картофеля переселенцы принесли еще 250 лет назад с запада со всем остальным скарбом.

Фотогалерея






Полезная информация

Кухня семейских старообрядцев

Свои "щти"

У старообрядцев Забайкалья свой говор, "законсервированный" в Сибири старый русский язык. Современный горожанин их разговор может и не понять.

Щи они называют "щтями", булочки - "тарочками". В состав щей помимо традиционных капусты, лука и моркови входят злаковые: перловка, пшеница.

Голодными от Семейских вы вряд ли уйдете. Как они сами говорят: "В гостях либо сыт, либо голоден". А после обильного обеда "центр сыт - концы играют!"

Работает тот, кто ест

Был такой обычай в семейских селах перед началом полевых работ.

Хозяин, собирающийся нанять работников, накрывал у себя во дворе большой длинный стол с обилием блюд и закусок. Приглашали парней со всей округи бесплатно пообедать.

Хозяин наблюдал, кто, как и сколько ест. Молодой человек с крепким здоровьем и хорошим пищеварением считался здоровым, соответственно хорошим работником. Его с нанимали на весь сезон работ.

В таких обстоятельствах, известная русская поговорка "Кто не работает, тот не ест" имела иной смысл: "Кто хорошо ест, тот и хорошо работает".

Поговорки про еду

Про вилку говорили: "Дар Божий, грех колоть". В старину предпочитали есть ложкой.Да и сегодня в узком кругу односельчан на общий стол ставятся общие большие блюда и кладут ложки. Индивидуальных тарелок не ставят.

Держи ноги в тепле, живот в голоде, голову в холоде.

Духовный и культурный мир был тесно связан с религией и хозяйственной деятельностью. Завершение важных и трудоемких дел всегда приурочивали к какому-либо религиозному празднику. Праздники проводили широко. Особое предпочтение отдавали Пасхе, Масленице, Троице, Рождеству. В дни празднования все население отдыхали. Родственники гостили друг у друга, ходили из дома в дом, либо выходили на улицу и продолжали веселиться; пели песни, плясали, играли в различные игры. Молодежь иногда собиралась на посиделки, которые организовывали в отдельных домах, чаще всего у одиноких женщин, у стариков. В летнее время гуляли на Крутой горе, за околицей, на завалинках. На праздниках молодые девчата и парни водили хороводы, играли в «лапту», в «городки» и другие игры. Дети из зажиточных семей на праздники устраивали катание на «тройках», украшенных дорогой сбруей.

Рукописи и книги, изданные ещё до раскола, бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Большую часть бытовавших в Забайкальском регионе славяно-русских книг составляют печатные издания.

Музыкальных инструментов в селе почти не было, за исключением нескольких балалаек и 1-2 гармоней.

Семейские очень любят петь. В протяжных пес-нях раскрываются самобытные черты - многоголос-ное исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосная песня - основ-ное достояние фольклорной культуры семейских, их гордость, то, что они сохранили и пронесли сквозь века.

АРХИТЕКТУРА И ДОМОВАЯ РОСПИСЬ

Самобытность культуры семейских в полной мере отразилась в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют осо-бый «лик», узнаваемый даже неискушенным наблю-дателем. Длинные многокилометровые улицы, пов-торяющие причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами, обнесенные высокими заплотами, создают неповторимый колорит семейского посе-ления. Феномен этой архитектуры невозможно объ-яснить одними только архитектурными формами или глубокими исторически сложившимися строи-тельными традициями. В элементах декоративного убранства жилых домов - оконных наличниках, про-пильных подзорах карнизов, рельефной резьбе - за-частую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений. Шестистенные дома-связи, или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах.

Сибирская домовая роспись - одно из интерес-нейших явлений в русской крестьянской живописи. Росписью занимались в большей степени женщины. Покрывали стены дома и сеней, перегородки, дере-вянные опечки, потолки, полы, матицы. Наиболее распространенными в этих росписях являлись круги в разнообразных вариациях. Круги вписаны друг в друга в количестве от 3 до 10 и даже более. Ширина и размеры круга брались произвольные. Вписанные круги соединяли между собой прямыми, волнооб-разными, ломаными линиями и крючками. Круги изображали одиночными, как центральный мотив, часто без соблюдения симметрии и пропорции.

Росписью украшали все - предметы труда, быта, посуду, ворота, крыльцо, игрушки. Особенность ис-кусства семейских в том, что геометрическая рос-пись хорошо гармонирует с яркой традиционной одеждой и внутренним убранством жилища. Хозяй-ка, умеющая украсить свой дом росписью, пользо-валась большим уважением у семейских. Для се-мейских деревень характерно заимствование основных мотивов и деталей друг у друга, однако каждый мастер вносил свою долю, сообразно своим вкусам. Проживая рядом с бурятами, семейские за-имствовали многие мотивы бурятского орнамента.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Резные украшения размещались на основных частях и деталях дома. Охлупень, венчающий крышу жилища, старались сделать резным, часто вырезали в форме конской головы, головы оленя, барана и петуха (конек). Кронштейны и крючья-курицы, на-личники, проемы крылец и полотнища ворот делали при помощи топора, ножа, долота, коловорота, лоб-зика - по принципу от простого к сложному.

Полотнища ворот - особая форма отделки - рез-ная апплике, рельефные многолепестковые розет-ки, каплевидные лепестки, ребристые лучевые ро-зетки. Примером могут служить прекрасные резные ворота в Этнографическом музее г. Улан-Удэ, уста-новленные на односторонней улице семейского комплекса. Хотя они и не принадлежали хозяину дома в прошлом. Дом перевезен из с. Куйтун, а во-рота из с. Новая Брянь. Но они характерны для се-мейского села XIX - начала XX века.

Ножки всех столов делались точеными. Рельеф-ная профильная резьба на наличниках комодов поч-ти совпадает с резными наличниками окон. Резьбой оформлялись предметы труда (прялки, самопрял-ки). Из сосны, кедра, пихты делались кадушки, водняки, лагуны, ушаты, квашенки. Деревянные игруш-ки с большой любовью дедушки мастерили своим внучатам («чечки» - по-местному).

В избах и забайкальских старообрядцев всегда очень чисто и опрятно. Чистота посуды - правило всех хозяек. В прошлые времена семейские боялись заразы. Для непрошенного гостя, прохожего хранилась другая посуда. Если человеку дали ковш воды или накормили его обедом, после хозяйка тщатель-но мыла эту посуду, шоркала песком или пеплом, тарелки и чашки (они же чаще были деревянные), полоскала чистой водой, ошпаривала кипятком, просушивала и снова ставила отдельно от семейной посуды - это спасало семьи от заразных болезней, инфекций и эпидемий.

Особое место занимал красный угол, в котором размещались иконы. Тут же, на угловом столике стояла кадильница, лежали свечи, на стене висели «лестовки» (четки) и «подрушники» - подручники, сшитые из лоскутков четырехугольные подушечки, которыми пользовались при земных поклонах. Впра-во и влево от божницы идут широкие деревянные лавки или расставлены стулья. Перед ними стоит обеденный стол. У стены, в стороне, обычно стоит столик, накрытый «базарской» скатертью, перед столиком висит зеркало, по обеим сторонам кото-рого свисают концы «рушника» - полотенца.

В углу у входа стоит кровать, украшенная рисунками и резьбой. Над кроватью - высокие полати, на которых зимой спала большая часть семейства. В противоположном углу, как правило, находилась большая русская печь, опечек которой разрисовы-вался разными цветами и птицами. Помещение пе-ред печью - куть - часто отделялось «заборкой» - пе-регородкой из досок или занавеской. Между печью «боковой стеной было небольшое помещение - «запечка», где хранилась вся необходимая домашняя посуда. Большим уважением в семейских селах пользо-вались мастера-печники, мастера по строительству мельниц и сами мельники, кузнецы. До сих пор в се-лах живут мастера-умельцы, которые делают изде-лия из бересты, дерева, металла, из талового прута. А туеса и сейчас пользуются у хозяек широким спро-сом. В них хранят соль, молоко, простоквашу, сме-тану, творог, сыпучие товары, различные крупы. Ле-том на сенокосе молоко сохраняется лучше, чем в другой посуде.

Сколько нужно было в селе выполнить разных работ: бондари делали бочки, шорники шили и чи-нили сбрую, мастера делали телеги и сани, веялки, сеялки, бороны, вилы, грабли. Мастерицы ткали и вязали домашние ковры, дорожки и половики.

Обычаи наших предков были простыми от рас-крытой души, от доверия к каждому. Многое из это-го заимствованно у бурят, живших бок о бок. При входе в дом не стучались. После поклона иконам во-шедший крестился, здоровался. Пришедших гостей после беседы угощали чаем.

Верили сельские жители в порчу, сглаз, «хомут», вещие сны, заговоры, приметы, ворожбу. Особая страсть - сказки, легенды, предания.

Многие в деревне имели прозвища, клички. Лю-били подтрунивать над лодырями, неряхами, пере-дразнивали скупых и злых.

Чистота в доме, во дворе, порядок на пашне и в огороде были залогом здоровья семьи. Все домо-чадцы знали свои обязанности и выполняли их без понуканий - этот неписанный закон сохраняется и поныне.

Одежду обычно производили сами. У некоторых сельчан были ткацкие станки, на которых ткали полотенца, половики, подвязки, пояса и т.д. Такие мастерицы, как Домна Терентьевна Иванова, Марфа Евстигнеевна Варфоломеева, Секлетинья Пахомовна Варфоломеева и многие другие.

Обувь была своего производства. Возделывали кожи и шили ичиги, пимы. Порой мужчины носили брюки из телячьей кожи или из овчины. Не у многих были сапоги или ботинки, а уж если были, то их носили десятилетиями, по праздникам.

Рабочей обувью были ичиги, под которые надевали теплые носки, связанные в «одну иголку» с толстой овечьей пряжи. Носки вязали без пятки, что позволяло надевать их, поворачивая каждый раз, это продлевало срок носки. Для зимней работы использовали утепленную обувь - пимы, которую одевали поверх ичигов. Шапки шили из собачьих шкур, шкур лесных зверей.

В праздничные дни люди принаряжались в шелковые, кашемировые, бархатные одежды, разных оттенков.

Мужской наряд состоял из рубахи, типично- русской косоворотки. Шили из ткани «далембы» черного, синего цвета- рабочие рубахи. Праздничные рубахи шили из однотонных цветов из ситца, сатина. Порой использовали ткань красного цвета. Рубаху подпоясывали широкими кушаками. Штаны украинско-белорусского типа. Верхней одеждой служил домотканый зипун, овчинный полушубок.

Одежда семейских отличается своей яркостью, опрятностью, расшитыми головными уборами и са-рафанами, сходными с одеждой русских крестьянок средней полосы России.

У семейских в силу приверженности старине и религиозных воззрений очень долго сохранялись старинные формы национальной одежды. Одежда семейских представляла собой своеобразный вари-ант русского национального костюма, отличный по ряду деталей от одежды сибиряков и сходный с одеждой других двух старообрядческих групп, по-селившихся на Алтае. Наиболее существенным от-личием семейского комплекта являются женские головные уборы и прямой сарафан (ранее косоклинный), который не встречался у старожилов Восточ-ной Сибири.

Одежда семейских приняла свой окончательный вид в конце ХVII - начале ХVIII вв., когда староверы проживали в Польше. Она включала в себя не только северо-великорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского, украинского костюмов (гачи, шаровары, ношение корольков, различные способы повязывания платков). Имелись в них и южно-великорусские черты одежды: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, «дутые» бусы. Яркость тканей, украшения цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями.

Отличительной особенностью одежды семейских главным образом у женщин, является ее яркость, красоч-ность. Наряд в праздничные дни состоял из рубашки с прямыми полами, цветными рукавами, поверх ко-торой надевался яркий цветной, отделанный лента-мисарафан на «проймах» (лямках). В будничные дни носили темный одноцветный сарафан, без лент или с лентами, пришитыми в два или три ряда почти у самого низа. Ленты были яркими и обязательно от-личались по цвету от сарафана. Для крепости «до-брый», т.е. из дорогой материи, сарафан с изнанки подшивался другим материалом. Под сарафан на рубаху надевалась юбка. К юбке пришивалась «станушка» (низ) из грубой материи и рукава из фабрич-ной цветной ткани.

Поверх сарафана чуть выше талии подвязывался пояс, тканый в старину из шерсти, позже - из шел-ковых или бумажных ниток. Пояса были красиво от-деланы геометрическими фигурами из разноцвет-ных ниток. Сбоку к поясу привязывался карман, где хранили деньги, носовой платок, наперсток и т.д.

Поверх сарафана спереди на шею надевался цветастый «запон» - фартук с грудкой, по подолу украшенный лентами, подвязанный по талии лен-точками или шнурками.

На шею на гайтане (шнурке или тесемке) вешали медный восьмиконечный крестик и прятали его под одежду. Грудь у женщин, особенно в праздники, была украшена бусами - «янтарями», которые очень ценились.

Верхней одеждой служил халат, надевавшийся на накидку, рукава же свисали сзади. Зимой также носили меховые шубки и плисовые бекеши. На службы в церковь надевали длинные халаты. Халат по-короче служил для дома. Позже стали носить «курмушки» - подобие жакета с клиньями.

Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием кичек. Кичка - неза-менимая деталь одежды семейского костюма. Она вышивалась под золото выпуклой гладью. Пояска - неширокая полоска внизу кички вышивалась бисе-ром в восемь ярусов. Отделкой кичек занималась самые искусные мастерицы. Вверху кички (посере-дине) пришивали украшение из цветных ниток - пучек.

Комплект мужской одежды у семейских смешан-ный: рубаха-косоворотка чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа.

Мужской костюм состоял из рубахи, пояса, шта-нов, головного убора, верхней одежды и обуви. Холщевая рубашка без воротника, с разрезом с левой стороны и с «ластовкой» (вставка под мышками) низ-ко подпоясывалась широким кушаком. В конце XIX в. были распространены косоворотки со стоячим воротником, появились ситцевые рубахи; богатые носили шерстяные, плисовые и бурсовые рубахи.

Штаны носили широкие (шаровары), иногда цветные. На голову надевалась круглая войлочная или самодельная шерстяная шляпа. Были в моде шапки лисьи или бобровые с лентами на макушке. В конце XIX в. появились «курашки» - картузы.

На ноги обували сапоги, унты, «боретки», ичиги, пимы, катанки. Самым популярным видом обуви были ичиги, которые шили из сыромятной или дуб-леной кожи с внутренним швом, а затем выворачивали. Голенища их были до колен и выше и перевя-зывались у щиколотки подвязками (тканой вязаной тесьмой или ремешками). Летом ичиги носили с портянками, зимой - с беспятными шерстяными но-сками.

Были распространены шубы из овчины, полу-шубки, тулупы. Доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды, шилась из собачьего или гураньего меха. В будни носили «шамели» - зипуны, сшитые из самодельного сукна, а по праздникам - лисовые «курмушки», бекеши, борчатки. На руки зимой надевали «варьги» - варежки из шерсти овечьей и коровьей, связанные одной иглой, а также обыкновенной вязки - пятью иголка-ми. Иногда для крепости шерсть пряли совместно с пенькой.

Женский наряд.

Сарафан своеобразного покроя, где передняя часть сарафана намного выше задней. Сарафан очень широкий, присборенный с верху, возле широких бретелек. Для шитья сарафана взрослой женщины использовали 3-4м. ткани. Шили сарафан с подкладом. Праздничные сарафаны шили с яркой, обычно с крупными цветами, кашемировой ткани. Рабочую одежду шили не настолько яркой, из ткани отечественного производства; сатина, ситца. Под сарафан надевали рубаху, к которой пришивалась юбка, называлась она «станушка». Праздничные рубахи шили из атласа, шелка, украшали мелкой вышивкой воротник-стойку, рукава, вырез. Подпоясывали сарафан кушаком. Поверх сарафана надевали фартук, который называется «запон».

Сарафан и запон украшали по подолу лентами разных цветов или ажурными кружевами, вязанными в ручную. На голове носили кичку, которая представляла собой специально сшитое приспособление в виде шапочки с уплотнением-рожком впереди, за который крепился платок. Концами платок обвивали вокруг головы и крепили булавками, один конец свисал свободно позади головы. На праздник кичку делали из нарядных кашемировых и атласных больших платков. Украшали кичку цветами, брошами. Под кичку надевали специальное приспособление «кучери», которые пришивали к шапочке. Они были видны из-под платка, придавая видимость кудрей. На кучери нашивали бисер или смазанные маслом и высушенные перья. Под рубаху, под воротник надевали «подзатыльник», сшитый из парчи. Надевали его с целью, чтобы меньше загрязнялась рубаха. На шею надевали мониста в несколько рядов, янтарные бусы.

Верхней одеждой служила поддевка, плюшевые жакетки. Рабочей одеждой служила стеганая куртка - «курмушка». Кичку женщина одевала, когда выходила замуж. В девичестве носила платок. Заплетала одну косу, в замужестве - две. Семейские являются хранителями уникальных форм древнерусской одежды. Исследователи находят в одежде черты юго-западных областей России, а также украинско-белорусские. Увлечение семейских яркими цветами в костюме, узорами, обилием украшений, применению различных лент, кружевов, подвязыванию дополнительного платка, обычаю украшать головные уборы цветами - все это близко к украинской традиции.

Головной убор - кичка.

У семейских более чем у других, нашли приме-нение китайские ткани даба, далемба, шелка - бурс, канфа, чесуча и др. И если в Приангарье в конце XIX в. шелковье вышло из моды и его распродавали и жертвовали в церковь, то в Забайкалье старинные шелковые ткани использовались для праздничной одежды и после Октябрьской революции. Бумажные ткани, шелковые платки - атласы и тонкие шерстя-ные кашемировые шали - изделия русских фабрик -также находили здесь широкий сбыт.

КУХНЯ СТАРООБРЯДЦЕВ

Кухня семейских состоит строго из скоромной (мясной) в мясоеды и постной в посты еды. Главным продуктом питания считается хлеб ржаной, пшенич-ный. В большом количестве употребляются карто-фель, капуста и другие овощи, особенно осенью и зимой.

В мясоеды питание состоит из баранины, свини-ны, говядины, мяса диких коз и изюбрей. Едят мясо жареным и тушеным, мясные щи (шти), суп, похлеб-ку, яичницу на сале, молоко, масло, сметану, творог, простоквашу, картофель на масле, картофель с са-лом, пельмени, суп-лапшу с мясом, пирожки с пече-нью, студень и другие блюда. По средам и пятницам, считающимися постными днями, пища скуднее: хлеб, блюда из муки, толченый картофель с расти-тельным маслом (бульбишня) или «в мундире» (с кожурой), капуста, постные щи, суп, ботвинья с лу-ком, кисель, разные каши.

В пост пекут пирог с луком, грибами, морковью, иногда с рыбой, лепешки с ягодами. Любят печь пироженики (пирожки) с разной начинкой: черемухой, морковью, яйцом и др.

Особенно обильной и вкусной бывает пища по праздникам: пирожки с мясом, пельмени, жареные поросята, лапша с мясом или молоком, картофель с мясом, яйца вареные, яичница, сдобная стряпня. Из рыбы особенно ценятся омуль и кета. В чай добав-ляют дикорастущие растения: бадан, иван-чай, брусничник, листья смородины, листья малины, шульту (сердцевину березы), чагу (березовый на-рост), ревень, чай с «забелкою» (с молоком), готовят ботвинью и квас.

Чай семейские долго не принимали, считали за грех. Хотя перевозками его занимались из Кяхты. Использовали чагу (березовые наросты-шарики), их в разные годы называли по-разному: шульта, а ныне это бифунген, рекомендован в народной медицине в микстурах и кремах-мазях при опухолевых новооб-разованиях, варикозных расширениях вен, многих кожных заболеваниях - панацея от многих заболе-ваний.

Туеса, корзина, кадки.

Хозяйственные принадлежности.

Среди Никольского населения были неплохие умельцы: плотники, столяры, бондари, кузнецы. Об этом свидетельствуют сохранившиеся предметы: телеги (шарабаны), ткацкие станки, деревянные кровати, туеса, ложки, резьба на оконных наличниках, воротах и т.д.

Колодцы рыли вручную, глубина до 3-4 м. Воду зачерпывали «цепней», которая крепилась на трос. Трос прикручивали к «журавлю», на втором конце которого прикрепляли противовес, с помощью противовеса легче вынимать цепню с водой.

Праздники

Главный праздник христиан - Пасха - день, когда вновь переживается событие, не только изменившее ход истории, но и наполнившее новым содержанием взаимоотношение человека с Богом. Дата празднования Пасхи устанавливается в первое воскресение после весеннего полнолуния (которое наступает после или в день весеннего равноденствия), если это воскресение приходится после дня еврейской Пасхи. В противном случае, православная Пасха переносится на первый воскресный день после еврейской. Получается, что празднование Светлого Воскресения происходит в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Дата празднования должна соответствовать евангельским событиям.

Важнейшими праздниками после Пасхи являются Двунадесятые. Они посвящены событиям земной жизни Христа и Богородицы и делятся на неподвижные (в соответствии с хронологией церковного года, начинающегося 1 сентября) и подвижные (соответствующие хронологии пасхального круга). Неподвижные праздники: 8(21)сентября - Рождество Богородицы;

Подвижные праздники: за неделю до Пасхи - Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение),

40-й день после Пасхи - День Святой Троицы (Пятидесятница).

Варфоломеева З.К.

Loading...Loading...