Проект по химии Тема: Сок краснокочанной капусты, как универсальный индикатор. Яркий опыт с краснокочанной капустой

В лабораторной практике невозможно обойтись без индикаторов, которые помогают установить среду растворов, а также индикаторы широко используются в быту. Многие эксперименты требуют точности измерения рН. Практически все индикаторы получают из растений, но не все из них универсальны, то есть не могут точно определить силу кислоты или основания.

Проблема: получить экстракт краснокочанной капусты, установить возможность использования этого сока в качестве универсального индикатора, то есть способность показывать среду раствора с точностью до одной рН единицы.

Цель работы: решение данной проблемы.

Объект исследования: растительные индикаторы.

Предмет исследования : процесс получения индикатора из сока краснокочанной капусты и проверка его универсальности.

Гипотеза: если я изучу и проанализирую научную литературу об индикаторах, а также проведу эксперименты с экстрактом сока краснокочанной капусты, то смогу доказать, что сок капусты является универсальным индикатором.

Задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу:

· Индикаторы;

· Универсальный индикатор;

· Растительный индикатор;

· Среда растворов и водородный показатель;

· Метод экстракции.

2) Провести эксперименты:

· Создание калибровочной шкалы для универсального индикатора;

· Получение экстракта сока капусты;

· Проверка универсальности сока краснокочанной капусты и создание калибровочной шкалы.

3. Обобщить теоретические знания и результаты эксперимента.

Методы: анализ, синтез, эксперименты.

Теоретическая часть .

§1. Индикаторы .

2) Заливаем капусту водой, нагретой до 80ºС.

3) Ждем 10 мин., чтобы экстракция произошла до конца.

4) Полученный экстракт переливаю в колбу. Внешний вид полученного экстракта – раствор голубого цвета.

№3 Проверка универсальности сока краснокочанной капусты и создание калибровочной шкалы .

Реактивы:

Экстракт сока краснокочанной капусты, H 2 SO 4 , HCl, NH 4 OH, Ca(OH) 2 , NaOH, Al 2 (SO 4) 3 , Na 2 CO 3 , FeCl 3 , CuSO 4 , BaCl 2 , HCOOH, CH 3 OOH.

Оборудование:

Пробирки, пипетка.

Ход работы:

1) В 13 пронумерованных пробирок наливаем сок краснокочанной капусты.

2) В каждую пробирку добавляю растворы веществ.

3) Наблюдения представлены в таблице:

Номер пробирки

Реактив

Цвет сока

Лариса Колотовкина

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не сообщать им готовые знания, а помочь получить их самостоятельно. "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать - и я пойму" - гласит китайская мудрость, придерживаясь которой стараюсь давать детям самостоятельно проводить эксперименты, учу выдвигать гипотезу, делать вывод, сравнивать его с предположением. Объясняю, что отрицательный результат, тоже результат.

Прежде чем проводить опыт с пекинской капустой , выяснила у детей, что они знают о том, как растения пьют ? Что хотят узнать? И как это можно сделать? Ребята, сказали, что растения пьют воду при помощи корня, а вот как вода движется по растению от корня к листьям , дети не знают, поэтому было предложено провести эксперимент и узнать, как это происходит.

Для проведения эксперимента нам понадобятся 4 баночки, красители, листья пекинской капусты , вода.





Оставили их на ночь. Утром мы увидели, что они окрасились в разные цвета.



Жилки листа служат трубопроводами для воды и растворенных в ней веществ . Всасывая подкрашенную воду, листья поменяли свой цвет.

Вывод : Листья пекинской капусты окрасились в цвета пищевого красителя, значит, вода движется по растениям

Но мы не остановились на этом и решили проверить, сможет ли лист окраситься сразу в два цвета и вот что получилось




Публикации по теме:

Конспект Познание – ознакомление с окружающим миром в средней группе по теме: «Как узнать растение» Цель: обобщать представления о типичной.

Любовь к матери как первый опыт межличностных отношений В современном обществе строго стоит вопрос связи поколений, поэтому в ДОУ стало необходимо «обучать» взаимопониманию родителей и детей.

В нашей группе планировалась работа над экологическим проектом «Вторая жизнь ненужных вещей». Необходимо было собрать бросовый материал.

Опыт: «Как растения пьют воду» В процессе полива растений, у детей возник вопрос «Как растения пьют воду?». Я, как педагог решила показать детям наглядно, как это происходит.

Тема: «Как растения воду пьют» Цель: Показать, как вода питает растения, поднимаясь по прожилкам. Задачи: - воспитывать нравственные и духовные.

Цель исследования: определить различия в замерзании различных жидких веществ и продуктов Проблема: Почему вода в океане не замерзает? Материалы:.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

XI городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Секция: естествознание

Название работы:

Индикатор из краснокочанной капусты.

Коваль Егор Спартакович

г. о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс

Научный руководитель:

Молева Тамара Ефимовна

учитель начальных классов, МБУ лицей №51

Тольятти

ВВЕДЕНИЕ

История возникновения и вид индикаторов.

Практическая часть.

1. Приготовления индикатора из краснокочанной капусты.

2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ИНДИКАТОР ИЗ КРАСНОКОЧАННОЙ КАПУСТЫ.

г.о. Тольятти, МБУ лицей №51, 3 класс

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что свойства растительных объектов могутбыть использованы для применения в разных областях науки, таких как химия, биология и медицина.Меня заинтересовало, можно ли с помощью капустного отвара в домашних условиях определять среду веществ, которые мы часто используем.

Предмет исследования – краснокочанная капуста.

Цель проекта: теоретически обосновать и экспериментально доказать возможность приготовления и дальнейшего использования индикатора из краснокочанной капусты в домашних условиях.

Задачи проекта:

Что такое индикатор?

Для чего нужны индикаторы?

Можно ли приготовить индикатор из природного сырья?

Как меняется цвет растительного индикатора в различных средах?

Гипотеза исследования. В качестве индикатора в домашних условиях безопасно, удобно и доступно использовать отвар краснокочанной капусты.

Методы и приемы работы:

· ознакомиться с методикой проведения опытов;

· приготовить растворы индикаторов из природного сырья;

· изучить изменения окраски природных индикаторов в зависимости от среды;

· соблюдать правила техники безопасности во время химического эксперимента.



История возникновения и вид индикаторов

Индикатор - прибор (устройство), отображающий изменения какого-либо параметра контролируемого технического процесса или объекта в форме, наиболее удобной для непосредственного восприятия человеком. Применяют индикаторы визуальные, акустические, тактильные и др. Название «индикаторы» происходит от латинского слова indicator, что означает «указатель».

Индикатор в химии - это вещество, которое изменяет свой цвет при добавлении к нему кислоты или щёлочи. Щёлочь является противоположностью кислоте. Растворы, не являющиеся ни кислотой, ни щёлочью, являются нейтральными. Чистая вода нейтральна. В химической лаборатории или на заводе индикаторы в наглядной форме расскажут о том, прошла ли до конца химическая реакция или нет, достаточно добавлено одного реактива к другому или нужно еще добавлять. Соки ярко окрашенных ягод, плодов и цветков обладают свойствам индикаторов, то есть изменяют свою окраску при изменении кислотности среды.

История индикаторов начинается в XVII веке. Еще в 1640 году ботаники описали гелиотроп – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля. В 1663 году был открыт лакмус – водный настой лишайника, растущего на скалах Шотландии. Роберт Бойль приготовил водный настой лакмусового лишайника для своих опытов. Склянка, в которой он хранил настой, понадобилась для соляной кислоты. Вылив настой, Бойль наполнил склянку кислотой и с удивлением обнаружил, что кислота покраснела. Заинтересовавшись этим, Бойль на пробу добавил несколько капель настоя лакмуса к водному раствору гидроксида натрия и обнаружил, что в щелочной среде лакмус синеет. Так был открыт первый индикатор для обнаружения кислот и оснований, названный по имени лишайника лакмусом. В настоящее время химики часто пользуются индикаторной бумагой, пропитанной смесью разных индикаторов – универсальным индикатором.

Если нет настоящих химических индикаторов, то для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья. Исходным сырьем могут служить все ярко окрашенные плоды и растения (цветы мальвы, ириса, темные тюльпаны или анютины глазки, а также ягоды малины, черники, черноплодной рябины, соки вишни, смородины, винограда, свеклы, плоды крушины и черемухи), так как в них содержится природный краситель антоциан, придающий растениям яркий цвет. Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом.

Практическая часть

Приготовление индикатора из краснокочанной капусты.

Нам потребуются:

· Половина небольшого кочана красной капусты

· Кастрюля

· Воронка

· Небольшая ёмкость

Для приготовления растительного индикатора нужно выделить из листьев краснокочанной капусты фиолетовый пигмент. Измельчить краснокочанную капусту, положить в кастрюлю, залить её водой так, чтобы чуть покрыть капусту и кипятить в течение 20 минут. Жидкость станет тёмно-фиолетовой. Полученный отвар охладить и профильтровать. С целью предохранения от порчи, в полученный фильтрат добавить спирт (рис. 1-4).

2. Эксперимент «Изменение окраски природного индикатора в различных средах»

Нам потребуются:

· индикатор

· уксусная кислота (кислая среда)

· пищевая сода (щелочная среда)

· небольшие ёмкости

Тёмно-фиолетовый индикатор разбавляем водой до синей окраски, чтобы происходящие изменения цвета в кислой и щелочной среде были более заметны (рис.7,8). Наливаем индикатор в две ёмкости, в первую добавляем уксусную кислоту - цвет индикатора поменялся на красный, а во вторую - пищевую соду, цвет стал зелёным. В кислой среде цвет индикатора меняется на красный, а в щелочной становится зелёным. В нейтральной среде (вода) цвет индикатора остаётся сине – фиолетовым (рис. 9-13).

Для наглядности занесём результаты эксперимента в таблицу:

ВЫВОД

Проведя научно-исследовательскую работу, я пришёл к следующим выводам:

Природные растения обладают свойствами индикаторов, способные изменять свою окраску в зависимости от среды, в которую они попадают;

Раствор растительного индикатора можно использовать для определения среды различных веществ в домашних условиях.

Я считаю, что моя работа имеет большое практическое значение. Подтвердив, что раствор индикатора из краснокочанной капусты вполне может заменить универсальную индикаторную бумагу - в домашних условиях можно использовать раствор краснокочанной капусты для:

1) определения кислотности почв, чтобы правильно сажать растения на даче и дома для успешного развития культур;

2) определение наиболее безопасных для организма человека веществ, используемых в повседневной жизни.

А так же отметил важные пункты по соблюдениютехники безопасности:

Проводить эксперимент под наблюдением взрослых;

Не пробовать неизвестные жидкости;

При попадании веществ на кожу или в глаза, немедленно промыть большим количеством воды, при необходимости обратиться к врачу;

Не проводить эксперимент вблизи открытого огня и электроприборов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

1. В. Иген и Н. Чемпион. Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. – М.: Издательский Дом ОНИКС, 2000.

2. С. Стефанович, Дж. Иванофф, П. Тейлор. 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь. –Australia: Hinkler Books Pty Ltd, 2009.

3. http://tnu.podelise.ru/docs/index-378213

Окружная научно-практическая конференция

младших школьников «Я познаю мир»

Направление «Биология»

Цветочное волшебство

Выполнила: ученица 3 класса

ГБОУ СОШ пос. Октябрьский

Губина Анастасия

Научный руководитель:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ пос. Октябрьский

Марценюк Елена Петровна

п. Октябрьский

Введение ……………………………………………………………………….3

§ 1.Основная часть…………………………………………………………….6

§ 2. Проведение опыта о движении воды в растениях…………………...…...8

§ 3. Изучение строения стебля растения на опыте с пекинской капустой.…9

§ 4. Эксперимент с окрашиванием капустных листьев в разные цвета…….10

§ 5. Объяснение опытов. ……… ………………………….……….…………11

§ 6. На основе своих опытов, я расскажу более подробно, как покрасить цветок……………………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………...14

Список использованной литературы…………………………………….….15

Приложение……………………………………………………………………16

ВВЕДЕНИЕ

На праздники принято дарить дорогим, любимым людям, особенно женщинам, цветы. Я задумалась, чем бы мне удивить свою маму и бабушку. И с этим вопросом обратилась во всемирную сеть Интернет. Там я нашла огромное количество идей, но одна меня поразила и удивила свой простотой, красотой и необычайностью. Это – цветы необычных окрасок.

Цель: получение капустных листьев разной окраски

Задачи:

1.Изучить информационные источники с целью получить больше информации о цветах необычного цвета

Объект исследования: всасывание пищевого красителя.

Предмет исследования: капустные листья

Гипотеза исследования: листья капусты окрасятся в цвет пищевых красителей.

Методы исследования:

            Теоретический:

Сравнение, сопоставление;

Наблюдение;

Обобщение.

            Эмпирический:

Изучение литературы;

Экспериментирование;

Обобщение, вывод.

Практическая значимость исследования:

1. Искусственное изменение окраски листьев.

2. Данная работа может быть использована на уроках «Окружающий мир» в начальных классах.

Обзор информационных источников:

В книге «Растения» из серии «Сделай сам» описываются опыты с цветами белого цвета, эти опыты показывают, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья. Они дают забавные результаты. В книгах: «Хочу всё знать!: Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта», рассказывается «о загадочном» цвете цветов, проводятся различные эксперименты. В Интернете дан огромный выбор информации по теме моего проекта, основываясь на полученные знания, я смогла получить необычного цвета, «волшебной» окраски листья пекинской капусты, воспользовавшись техникой искусственного окрашивания.

План работы исследования.

Сроки реализации

1. Определение темы исследования.

Октябрь 2015г

2 . Сбор информации из разных литературных источников и Интернета.

3. Отобрать лучшие рецепты для практического исследования.

4. Проведение опыта о движении воды в растениях.

5. Изучение строения стебля растения на опыте с пекинской капустой.

6. Эксперимент с окрашиванием листьев пекинской капусты в разные цвета.

7. Объяснение опытов.

8. Результаты моих экспериментов с окрашиванием белых листьев капусты.

9. Формулирование вывода, из полученных на практике знаний.

10. Создание презентации с помощью компьютерной программы: «Power Point2007».

§ 1. Основная часть

В этом году на праздник нашему учителю подарили синие хризантемы. Все ребята заинтересовались ими. Нас интересовал вопрос живые ли они. Все хотели их потрогать и рассмотреть поближе. Оказалось, это были настоящие живые цветы. Тогда у меня возник вопрос: существуют ли в природе цветы необычной окраски, например синей или зеленой. Я воспользовалась интернет источниками и узнала, что цветы такой окраски существуют, например:

Циния георгиноцветковая - крупноцветковый, однолетний сорт с цветками необычной окраски. Растение мощное высотой до 60 сантиметров. Цветки крупные, махровые, полушаровидной формы, редкой зелёной окраски.

Крестовник . Выращивается как однолетник. Листья овальные, светло-зеленые, слегка опушенные. Цветки похожи на маргаритки самых разнообразных оттенков, часто двухцветные, иногда махровые.

Для того чтобы провести опыт с окрашиваниеммне пришлось, сначала изучить строение стебля и провести опыты.

Стебель растения представляет собой осевую часть побега, состоящую из узлов и междоузлий. Основная роль стебля в жизнедеятельности растения – опорная (механическая), ведь на стебле расположены листья, почки, цветки, органы спороношения.

На стебле листья в оптимальном порядке размещены так, чтобы с максимальной производительностью осуществлять фотосинтез. Также не менее важна функция стебля растения как посредника между листьями и корнями, то есть проводящая.

Стебель выступает связующим звеном между корневой системой, через которую вода с минеральными веществами попадает в растение и листьями, где происходит синтез органических веществ. Проводящие ткани стебля, листьев и корня составляют единую структуру, обеспечивающую передвижение веществ в организме растения.

Таким образом, главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок.

У роз и гвоздик стебель плотный, вода и минеральные соли поступают к листьям и цветам значительно медленнее. А у тюльпана стебель трубчатый с полыми ситовидными трубками, поэтому движение воды и минеральных веществ происходит быстрее. Так же как и у тюльпанов у капусты центральная часть листа трубчатая и движение воды происходит очень быстро.

§ 2. Проведение опыта о движении воды в растениях

Этот опыт покажет, как вода движется по стеблям растений и как она попадает в листья. (см. фото №1)

Подготовка к работе

Мой материал:

Пищевой краситель;

Листья пекинской капусты;

На дно стакана налить 100г воды и добавить 1ч. ложку

красителя. Поставить листья в стаканчики.

Чем больше добавить краски в воду, тем гуще

будет цвет у листьев.

Подкрашенная вода впитывается стеблем растения и

поднимается до самых краев листка. Сначала новый оттенок появился

лишь на кончиках лепестков. Через час почти все листья

будут «перекрашены». (см. фото №2)

§ 3. Изучение строения стебля растения на опыте с пекинской капустой

У некоторых растений, например у капусты, можно довольно четко видеть каналы, по которым идёт вода. Проделав этот опыт, увидим их ещё лучше.

Потребуется:

Белые лисья капусты;

Пищевой краситель;

Налить в стакан немного воды и добавить 1ч. ложку пищевого красителя. Поставить листья в воду. Наблюдать через каждый час за листочками.

Чтобы поддерживать жизнь, растению нужно обеспечить водой свои листья. Через сосуды находящиеся внутри стебля, оно втягивает окрашенную воду вверх.

Как растения получают воду?

Большинство растений всасывают воду из почвы своими корнями, в которых есть крошечные дырочки. Вода поднимается к листьям через находящиеся в стебле сосуды, называемые ксилемами. Вода, которая не нужна растению, испаряется через дырочки в листьях, называется устьицами. Ток воды в растениях называется транспирацией.

§4. Эксперимент с окрашиванием капустных листьев в разные цвета

Для окрашивания листьев капусты:

Берем стакан с водой комнатной температуры, разводим в ней краситель любого оттенка. Я выбрала синий, красный иоранжевый. Под струей воды отрезаем кончик стебля острым ножом (под струёй для того чтобы не возникла воздушная пробка, которая препятствовала проникновению воды), затем очень быстро ставим листья в приготовленную окрашенную воду. (см. фото №3)

Наблюдаем: уже через пол часа(12.00) прожилки у листочка, который стоит в «синем» стаканчике, начинают голубеть, листочки в красном и оранжевом стаканчиках без изменения. (Кстати, чем сильнее раствор, тем быстрее окрасится лист), еще через 1 часа (13.30) окрасились листья в голубой цвет и оранжевый цвета, а второй лист начинает краснеть. (см. фото №4)

Еще через 2 часа (15.30), голубой лист весь окрашивается равномерно, красный и оранжевый листочки приобретают тоже яркие цвета. Вечером, когда мы с мамой приехали с занятий по танцам, мои листочки приобрели сказочные, необычные цвета. (см. фото №5)

Таким образом, окрашивание листьев произошло даже меньше чем за сутки. Вот такое волшебство.

Из опыта можно сделать вывод, что действительно можно окрасить листья, а значит и цветы в домашних условиях. Они получаются красивыми и необычными, но есть минус, такие листочки быстро погибают. Чем сильнее был пищевой раствор, тем быстрее погибнет листок. Если вам понравилась моя работа и вы желаете повторить её, то я для вас заготовила небольшие памятки.

§5. Объяснение опытов

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Листья, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать воду.

Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.

§6. На основе своих опытов, я расскажу более подробно, как покрасить цветок

    Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться. Также следует обратить внимание на цвет лепестков. С красными или более темными цветами достигнуть желаемого результата невозможно, поэтому такие растения брать не следует. Лучше всего подходят белые цветы или кремовые. Из всего разнообразия цветов можно выбрать для окраски цветов розы, тюльпаны, гвоздики и хризантемы. С любыми другими белыми цветами также можно экспериментировать.

    Для окрашивания цветов следует использовать пищевые красители .

Но и здесь не все так просто. Нельзя использовать любой пищевой краситель, особенно тот, которым окрашивают глазурь на тортах. Используйте краситель, который будет полностью растворяться в воде, окрашивая ее. Разведите в воде комнатной температуры краситель. Чем больше красителя вы разведете в воде, тем быстрее окрасятся цветы.

    Острым ножом обрежьте стебли цветов . Срезы следует делать под углом 45°, а их длина должна достигать 2 см. Если вы используете розы, обрезайте их стебли в воде. Когда будете вынимать стебель розы из воды, прижмите пальцем срез, чтобы у него не было контакта с воздухом. Теперь подготовленные цветы поставьте на ночь в вазу с водой, в которой разведен краситель. Уже утром вы увидите некоторые изменения. На полное окрашивание у вас уйдет 24 часа.

    При желании можно провести несколько экспериментов с красителями . Так, для этого применяют некоторые приемы, которые дают возможность создавать различные цветовые эффекты. Вы можете на ночь оставить цветок в емкости с красителем одного цвета. Затем утром поменяйте воду и цвет красителя. Посмотрите, как замысловато будут окрашиваться лепестки цветов. Также можно использовать один и тот же цвет красителя, но менять его концентрацию в воде. Таким образом, вы можете получить или очень яркий цветок, или нежные мягкие оттенки лепестков

    Для интересных эффектов окраски цветов попробуйте расщепить стебель вдоль ствола от основания вверх на 10-12 см. Затем быстро опустите половину стебля в стакан с одним цветом красителя, а другую половину в стакан с другим цветом (стаканы стоят рядом друг с другом). Так же основание стебля можно разделить на 4-6 частей, что даст возможность экспериментировать с большим количеством цветов и возможность получить несколько необычных цветовых сочетаний.

Обратите внимание, что у вас окрасятся не только лепестки цветка, но также его листья и стебель. Для окрашивания древесного стебля, как у розы, уйдет намного больше времени. А вот мягкие стебли тюльпанов окрашиваются очень быстро. Также не забывайте, что окрашивание всегда происходит неравномерно. Первыми окрашиваются толстые жилки, по которым проходит вода. Только затем наступает полная окраска цветка.

§7 . Заключение

Моя исследовательская работа была очень интересной, увлекательной. Изучив литературные источники и ресурсы Интернета, я узнала, что можно получить необычного цвета, «волшебной» окраски цветы, воспользовавшись техникой искусственного окрашивания.

На основе теоретических знаний мною проведено исследование о движении воды в растениях, на практике изучила строение стебля растения на опыте с капустой. Провела эксперимент с окрашиванием капустных листьев в разные цвета, с помощью искусственного окрашивания пищевым красителем.

Получила сама из белых листков, листья необычно окрашенных цветов.

Исходя из моих наблюдений, сделала

Вывод:

1. Главные функции стебля – опорная и проводящая. Стебель цветковых растений имеет проводящие сосуды и ситовидные трубочки, по которым вода и минеральные соли поднимаются вверх в цветок.

2. Опыты доказали, что поступление пищевого красителя с водой зависит от строения стебля.

Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.

Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.

Красьте цветы только при комнатной температуре.

Если вы примените этот нехитрый способ окрашивания, у вас обязательно будут самые яркие и необычные цветы на любой праздник для дорогих вам людей.

Список литературы:

    Сделай сам. Растения. Энциклопедия. Издательство «Эгмонт Россия Лтд 1997г.

    Том Пит. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения. Издательство: Издательский Дом Мещерякова, 2007.

    Все обо всем. Энциклопедия. Издательство «Эгмонт Россия Лтд 1997г.

Интернет - ресурсы

    http://младшаяшкола.рф

Приложение:

Продолжаем тему простых и интересных опытов для детей . Надо сказать, что я была приятно удивлена интересом дочки к проведенным ранее опытам с водой. И, вдохновившись успехом предыдущей затеи, решила проводить новые эксперименты. На этот раз мы выбрали следующие опыты для детей:

— «чудеса» с соком краснокочанной капусты;

— прокалывание воздушного шарика;

— как надуть воздушный шарик химическим и физическим методами.

Опыты для детей с краснокочанной капустой

Краснокочанная капуста содержит в своем составе особые вещества «антоцианы», которые отвечают за окраску и по своей сути являются индикаторами кислотности, то есть способны изменять цвет в зависимости от того, в какую среду они попадают: кислую, щелочную или нейтральную.

Поскольку индикатор содержится в яркой части капусты, то мы капусту мелко порезали и залили ее кипятком.

Через полчаса, когда вода стала насыщенного темно-синего цвета, отделили капусту от жидкости с помощью дуршлага. В идеальном варианте раствор необходимо было отфильтровать через фильтровальную бумагу. Но отсутствие последней никак не сказалось на результатах опыта. Полученный раствор разлили по стаканчикам и стали добавлять в него различные по кислотности вещества. На глазах у дочки происходили «чудеса».

Результаты вы видите на фото:

  1. При добавлении уксуса раствор окрашивается в ярко розовый цвет.
  2. При добавлении газированной воды, содержащей угольную кислоту, раствор окрашивается в фиолетовый цвет;
  3. При добавлении нашатырного спирта, раствор становится зеленым.
  4. При добавлении соды, раствор становится голубым.

В центре стаканчик с первичным раствором.

Дочке опыты с изменением цвета очень понравились, она еще долго смешивала содержимое стаканчиков. Забракованным остался только зеленый раствор из-за своего специфического запаха.

Подробнее про антоцианы и кислотность (ph) в этом видео:

Опыт для детей «Воздушный шар»

Суть опыта заключается в том, что газ (воздух) при нагревании расширяется и занимает больший объем, а при охлаждении сжимается. Собственно, по такому принципу летают воздушные шары.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Мы взяли пластиковую бутылочку из-под йогурта и на горлышко надели воздушный шарик. Также подготовили две миски: с горячей и ледяной водой (в холодную воду из-под крана добавили кубики льда). Поместив нашу бутылку в горячую воду и подождав несколько минут, никакого результата мы не увидели. Шарик упорно не хотел надуваться. Для достижения своей цели мы переместились на плиту. В конце концов, шарик наполнился воздухом только через некоторое время после закипания воды и оставался надутым только в кипятке.

Дальше бутылочку поместили в ледяную воду. В этом месте результат удивил даже меня. Шарик не только сдулся, а втянулся внутрь бутылки, и сама пластиковая бутылочка сплющилась по бокам. Опыт повторяли дважды и убедились, что газ (воздух) действительно может расширяться и сжиматься в зависимости от температуры.

Этот эксперимент дочке понравился, поскольку все наглядно и понятно. Но мне греть бутылочку в кипящей воде показалось сомнительным удовольствием.

Опыт для детей «Надуваем шар»

В этом интересном опыте для детей , действующими лицами остаются бутылочка и . И еще добавляется сода и уксус. Суть опыта в том, что при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик. Здесь главное — успеть быстро надеть шарик, пока весь углекислый газ не улетучился. Со второй попытки у нас получилось. Воздушный шарик надулся лучше, чем в предыдущем эксперименте.

Для надежности шарик можно примотать (скотчем, изолентой, веревкой), так как по мере роста давления внутри шарика, часть углекислого газа пыталась выйти через основание воздушного шарика. Мы же просто придерживали рукой, поэтому шарик в ходе эксперимента понемногу сдувался.

Опыт для детей «Воздушный шарик и игла»

Для этого опыта понадобиться наш многострадальный шарик и толстая игла или спица. Спицы у нас не оказалось, поэтому взяли цыганскую иглу. Суть опыта заключается в следующем: при осторожном прокалывании шарика иглой в месте наименьшего напряжения (самые темные места: серединка и место завязывания), шарик не лопнет. Резина плотно приляжет к игле и воздух выходить не будет.

Честно говоря, я была на 90% уверена в провальности этого опыта. Еще и дочка недоумевала, зачем мама собирается прокалывать шарик. Но дух авантюризма взял свое! Результат вы видите на фото.

Игла благополучно торчит в надутом шарике и воздушный шарик при этом не собирается лопаться.

Вот здесь много вопросов возникло у дочки:

  • Почему шарик не лопнул, ты же говорила, что от острого лопается?
  • Почему лопались мои предыдущие шарики?

Я дочке ответила, что в местах наименьшего напряжения (где мы прокалывали) шарик такой же, как и сдутый. А в местах наибольшего напряжения (самые светлые), воздух раздувает шарик и стремится выйти наружу. Если в таком месте появится дырочка, воздух будет быстро выходить и разрывать дырочку все сильнее, пока шарик не лопнет. Мне такое объяснение показалось доступным трехлетке. Дочка осталась довольна, и мы надули еще один шарик, но уже для .

Вот такие интересные опыты для детей мы проводили с дочкой дома.

А вы пробовали проводить опыты вместе с детьми? Расскажите в комментариях!

Loading...Loading...