Человек не знает меры в алкоголе. Об алкоголизме - отдельно и подробно, или - Можно ли научиться пить в меру? Оценка своих возможностей

Древнейшие из известных человечеству поселений относятся к началу IV тысячелетия до н. э. и расположены в разных местах Двуречья. Одно из поселений шумерийцев было открыто под холмом Телль эль-Убейд , по имени которого получил наименование и весь период . (Подобные холмы, называемые современным местным населением по-арабски «телли », образовались от накопления строительных остатков.)

Шумерийцы строили жилища круглые, а позднее прямоугольные в плане, из стеблей тростника или камыша , верхушки которых связывали пучком. Хижины обмазывали глиной для сохранения тепла. Изображения таких построек встречаются на керамике и на печатях . Ряд культовых, посвятительных каменных сосудов выполнен в виде хижин (Багдад , Иракский музей; Лондон , Британский музей ; Берлинский музей).

Относящиеся к этому же периоду примитивные глиняные статуэтки изображают богиню-мать (Багдад, Иракский музей). Глиняные лепные сосуды украшены геометризованной росписью в виде птиц, козлов, собак, листьев пальмы (Багдад, Иракский музей) и имеют тонкие декорации.

Культура шумерийцев второй половины IV тысячелетия до н. э.

Храм в аль-Убайде

Образцом храмовой постройки является небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в аль-Убайде, предместье города Ура (2600 год до н. э.) Он находился на искусственной платформе (площадь 32x25 м) из плотно утрамбованной глины, на которую вела лестница с навесом на столбах перед входной дверью. Стены храма и платформы по древнешумерийской традиции были расчленены неглубокими вертикальными нишами и выступами. Подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части чёрным битумом , а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Этому горизонтальному ритму вторили ленты фриза на стенах святилища. Карниз был украшен вбитыми гвоздями из обожженной глины со шляпками в виде символов богини плодородия - цветов с красно-белыми лепестками. В нишах над карнизом стояли медные фигурки идущих бычков высотой 55 см. Ещё выше по белой стене, как уже указывалось, на некотором расстоянии друг от друга были выложены три фриза: горельефный с фигурами лежащих бычков, выполненными из меди, и над ним два плоские, инкрустированные по чёрному шиферному фону белым перламутром . На одном из них целая сцена: жрецы в длинных юбках, с бритыми головами доят коров и сбивают масло (Багдад, Иракский музей). На верхнем фризе по такому же чёрному шиферному фону изображения белых голубей и коров, обращённые ко входу в храм. Таким образом, цветовая гамма фризов была общей с окраской платформы храма, составляя единое, целостное цветовое решение.

По сторонам входа были помещены две статуи львов (Багдад, Иракский музей), сделанные из дерева, покрытого по слою битума медными чеканными листами. Глаза и высунутые языки львов были сделаны из цветных камней, что очень оживляло скульптуру и создавало красочную насыщенность.

Над входной дверью был помещён медный горельеф (Лондон, Британский музей), переходящий местами в круглую скульптуру, с изображением фантастического львиноголового орла Имдугуда , держащего в когтях двух оленей. Вполне сложившаяся геральдическая композиция этого рельефа, повторяющаяся с небольшими изменениями в целом ряде памятников середины III тысячелетия до н. э. (серебряной вазе правителя города Лагаша Энтемены - Париж , Лувр ; печатях, посвятительных рельефах, например палетке, Дуду из Лагаша - Париж, Лувр), и была, по-видимому, эмблемой бога Нингирсу .

Колонки, поддерживавшие навес над входом, также были инкрустированы, одни - цветными камнями, перламутром и раковинами, другие - металлическими пластинками, прикреплёнными к деревянному основанию гвоздями с расцвеченными шляпками. Ступени лестницы были выложены из белого известняка, а боковые стороны лестницы облицованы деревом.

Новым в архитектуре храма в аль-Убайде было использование в качестве декорации здания круглой скульптуры и рельефа, применение колонны как несущей части. Храм представлял небольшое, но нарядное сооружение.

Храмы, аналогичные храму в аль-Убайде, были открыты в поселениях Телль-Брак и Хафадже.

Зиккурат

В Шумере сложился и своеобразный тип культовой постройки - зиккурат , который на протяжении тысячелетий играл, как и пирамида в Египте , очень большую роль в архитектуре всей Передней Азии. Это ступенчатая башня, прямоугольная в плане, выложенная сплошной кладкой из кирпича-сырца. Иногда только в передней части зиккурата устраивалось небольшое помещение. На верхней площадке находился маленький храм, так называемое «жилище бога». Строился зиккурат обычно при храме главного местного божества.

Скульптура

Скульптура в Шумере не развилась так интенсивно, как архитектура. Зданий заупокойного культа, связанных с необходимостью передавать портретное сходство, как в Египте, здесь не существовало. Небольшие культовые посвятительные статуи, не предназначенные для определённого места в храме или гробнице , изображали человека в позе молящегося.

Скульптурные фигуры южного Двуречья отличаются едва намеченными деталями и условными пропорциями (голова часто сидит непосредственно на плечах без шеи, весь блок камня очень мало расчленён). Яркими примерами служат две небольшие статуи: найденная в аль-Убайде фигура начальника житниц города Урука по имени Курлиль (высота - 39 см; Париж, Лувр) и фигура неизвестной женщины, происходящей из Лагаша (высота - 26,5 см; Париж, Лувр). В лицах этих статуй нет индивидуального портретного сходства. Это типичные образы шумерийцев с резко подчеркнутыми этническими чертами.

В центрах северного Двуречья пластика развивалась в общем по тому же пути, но имела и свои специфические особенности. Очень своеобразны, например, статуэтки из Эшнунны, изображающие адорантов (молящихся), бога и богиню (Париж, Лувр; Берлинский музей). Для них характерны более вытянутые пропорции, короткие одежды, оставляющие открытыми ноги и часто одно плечо, и огромные инкрустированные глаза.

При всей условности исполнения посвятительные статуэтки древнего Шумера отличаются большой и своеобразной выразительностью. Так же как и в рельефах, здесь установились уже определённые правила передачи фигуры, поз и жестов, которые переходят из века в век.

Рельеф

В Уре и Лагаше найден ряд вотивных палеток и стел . Наиболее важными из них, середины III тысячелетия до н. э., являются палетка правителя Лагаша Ур-Нанше (Париж, Лувр) и так называемая «Стела коршунов » правителя Лагаша Эаннатума (Париж, Лувр).

Палетка Ур-Нанше очень примитивна по своей художественной форме. Сам Ур-Нанше изображен два раза, в двух регистрах: на верхнем он идет на торжественную закладку храма во главе процессии своих детей, а на нижнем - пирует среди приближенных. Высокое общественное положение Ур-Нанше и его главная роль в композиции подчеркнуты его большим по сравнению с другими ростом.

«Стела коршунов».

В повествовательной форме решена также «Стела коршунов», которая была создана в честь победы правителя города Лагаша Эаннатума (XXV век до н. э.) над соседним городом Уммой и его союзником городом Кишем . Высота стелы всего 75 см, но она производит монументальное впечатление благодаря особенностям рельефа, покрывающего её стороны. На лицевой стороне огромная фигура бога Нингирсу , верховного бога города Лагаша, который держит сеть с маленькими фигурками побеждённых врагов и палицу . На другой стороне, в четырёх регистрах, несколько сцен, последовательно рассказывающих о походах Эаннатума. Сюжеты рельефов древнего Шумера, как правило, или религиозно-культовые, или военные.

Художественное ремесло Шумера

В области художественного ремесла в этот период развития культуры древнего Шумера наблюдаются значительные достижения, развивающие традиции времени Урука - Джемдет-Насра. Шумерские мастера умели уже обрабатывать не только медь , но и золото , и серебро , сплавляли разные металлы, чеканили металлические изделия, инкрустировали их цветными камнями, умели изготовлять изделия с филигранью и зернью . Замечательные произведения, дающие представление о высоком уровне развития художественного ремесла этого времени, дали раскопки в городе Уре «Царских гробниц» - захоронений правителей города XXVII-XXVI веков до н. э. (I династия города Ура).

Гробницы представляют собой большие ямы прямоугольной формы. Вместе с погребёнными знатными лицами в гробницах много убитых членов их свиты или рабов, рабынь и воинов. В могилы было положено большое количество разнообразных предметов: шлемы, топоры, кинжалы, копья из золота, серебра и меди, украшенные чеканкой, гравировкой, зернью.

Среди вещей погребального инвентаря находится так называемый «штандарт» (Лондон, Британский музей) - две доски, укреплённые на древке. Предполагают, что его носили в походе впереди войска, а может быть, над головой вождя. На этой деревянной основе техникой инкрустации по слою асфальта (раковинами - фигуры и лазуритом-фон) выложены сцены сражения и пира победителей. Здесь та же установившаяся уже построчность, повествовательность в расположении фигур, определённый шумерийский тип лиц и много деталей, документально рассказывающих о жизни шумерийцев того времени (одежда, вооружение, повозки).

Замечательными изделиями ювелиров являются найденные в «Царских гробницах» золотой кинжал с рукоятью из лазурита, в золотых ножнах, покрытых зернью и филигранью (Багдад, Иракский музей), золотой шлем, выкованный в форме пышной прически (Лондон, Британский музей), фигурка осла, сделанная из сплава золота и серебра, и фигурка козы, щиплющей цветы (из золота, лазурита и перламутра).

Красочным и высокохудожественным решением отличается арфа (Филадельфия , Музей университета), открытая в захоронении знатной шумерийки Шуб-Ад. Резонатор и другие части инструмента украшены золотом и инкрустацией из перламутра и лазурита, а верхняя часть резонатора увенчана головой быка из золота и лазурита с глазами из белой раковины, производящей необычайно живое впечатление. Инкрустация на передней стороне резонатора составляет несколько сцен на темы народного сказания Двуречья.

Искусство времени второго расцвета Шумера XXIII-XXI веков до н. э.

Конец расцвета аккадского искусства был положен нашествием гутиев - племён, завоевавших аккадское государство и властвовавших в Двуречье около ста лет. Нашествие в меньшей степени затронуло южное Двуречье, и некоторые древние города этого района пережили новый расцвет, основанный на широко развившемся торговом обмене. Это относится к городам Лагашу и Уру .

Лагаш времени Гудеа

Как свидетельствуют клинописные тексты, правитель (так называемый «энси ») города Лагаша Гудеа вёл обширные строительные работы, а также занимался восстановлением древних архитектурных памятников. Но следов этой деятельности сохранилось до наших дней очень немного. Зато яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях искусства этого времени дают довольно многочисленные памятники скульптуры, в которых зачастую объединяются черты шумерийского и аккадского искусства.

Скульптура времени Гудеа

При раскопках было найдено более полутора десятка посвятительных статуй самого Гудеа (большинство находится в Париже, в Лувре), стоящего или сидящего, часто в молитвенной позе. Они отличаются высоким уровнем технического исполнения, обнаруживают знание анатомии. Статуи делятся на два типа: фигуры приземистые, напоминающие раннюю шумерийскую скульптуру, и более вытянутые, правильных пропорций, явно исполненные в традициях Аккада. Однако у всех фигур мягко промоделировано обнажённое тело, а головы всех статуй портретны. Причем интересно стремление передать не только сходство, но и признаки возраста (некоторые статуи изображают Гудеа юношей). Важно также то, что многие скульптуры довольно значительны по размерам, до 1,5 м в высоту, и выполнены из твёрдого диорита , привезённого издалека.

В конце XXII века до н. э. гутии были изгнаны. Двуречье объединилось на этот раз под главенством города Ура времени правления в нём III династии, который возглавил новое шумеро-аккадское государство. Ряд памятников этого времени связан с именем правителя Ура Ур-Намму . Им был создан один из наиболее ранних сводов законов Хаммурапи .

Архитектура Ура III династии

В период правления III династии Ура, особенно при Ур-Намму, широкий размах получило строительство храмов. Лучше других сохранился большой комплекс, состоящий из дворца, двух больших храмов и первого в городе Уре большого зиккурата , который был сооружен в XXII-XXI веках до н. э. Зиккурат состоял из трёх уступов с наклонным профилем стен и имел в высоту 21 м. С одной террасы на другую вели лестницы. Прямоугольное основание нижней террасы имело площадь 65×43 м. Уступы или террасы зиккурата были разного цвета: нижний был окрашен чёрным битумом , верхний - побелён, а средний краснел естественным цветом обожжённого кирпича . Может быть, террасы были и озеленены. Есть предположение, что зиккураты использовались жрецами для наблюдений за небесными светилами. Строгостью, ясностью и монументальностью форм, так же как и общим контуром, зиккурат близок пирамидам древнего Египта.

Бурное развитие храмового строительства отразилось и на одном из значительных памятников этого времени - стеле с изображением сцены шествия на ритуальную закладку храма правителя Ур-Намму (Берлинский музей). В этом произведении объединились характерные черты шумерийского и аккадского искусства: построчное членение исходит ещё от памятников типа палетки Ур-Нанше , а правильность пропорций фигур, тонкость, мягкость и реалистичность пластической трактовки являются наследием Аккада.

Литература

  • В. И. Авдиев. История Древнего Востока, изд. II. Госполитиздат, М., 1953.
  • Ч. Гордон. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
  • М. В. Доброклонский . История искусств зарубежных стран, I том, Академия Художеств СССР. Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина., 1961.
  • И. М. Лосева. Искусство Древней Месопотамии. М., 1946.
  • Н. Д. Флиттнер. Культура и искусства Двуречья. Л.-М., 1958.

Тема урока: Историческое наследие древних цивилизаций . Древность: трудности понимания. Единство мира древних цивилиза­ций. Шумерская модель мира. Полис: три идеи для челове­чества. Римское право. Власть идеи и страсть к истине. Алфавит и письменность. Египетская медицина, математи­ка, астрономия. Художественные ценности древних циви­лизаций

Цель: обеспечить понимание какое наследие дошло до наших дней от древних цивилизация

Тип урока- урок семинар

Ход урока:

1. Повторение домашнего задания

2. Работа с новым материалом

Вступительное слово учителя: Цивилизация складывается из исторического наследия тех народов, которые ее создавали. Настоящее невозможно без прошлого, без памяти о живших до нас людях. Историю современных народов невозможно понять без знакомства с наследием их предков, живших многие столетия назад.

Мы даже сегодня, живя в XXI веке зачастую не в состоянии оценить подлинную величину того вклада, который внесли в основании современной цивилизации наши древние предки.

В легендах и мифах разных народов говориться о древних, высокоразвитых цивилизациях, канувших в лету.

Вликий Платон, ссылаясь на древние источники в Египте, подробно описывает исчезнувшую страну Атлантиду, высокий уровень ее государственного устройства и хозяйственной жизни.

У разных народов по-своему звучит название исчезнувших цивилизаций и по-разному указывается их местонахождение. Это и Атландида в Средиземном море или в Атлантическом океане, страна Лемурия в Индийском океане, Гиперборея на севере Европы, загадочная Шамбала в Гималаях.

Из древности до нас дошли гигантские постройки. Нельзя не восхищаться уникальными инженерными сооружениями, пирамидами народов Африки, Латинской Америки, Азии.

Это Сфинкс и пирамиды в Гизе, возраст которых оценивают в 12 000 лет.

Не менее грандиозны постройки пирамид инков или майя. Храм бога Виракочи сложен из каменных блоков весом до 300 тонн, точность подгонки которых не уступает египетской.

Впечатляюще выглядят руины храма Баальбека в долине Бекаа в Ливане. В основание храма заложены каменные блоки весом более 800 тонн.

Остается загадкой, каким образом в пирамидах Египта и Южной Америки, в Баальбеке древние народы, не имея строительной техники, вырубали в каменоломне громадные блоки, обрабатывали их, перетаскивали к месту строительства.

Рассмотренное позволяет сделать вывод, что древние цивилизации имели высокий уровень знаний: умели создавать сложные механизмы, пользовались сложными технологиями для получения разных материалов; обладали удивительными знаниями в астрономии и имели представления об устройстве Вселенной, совпадающие во многом с современными знаниями.

Накапливая знания, человек всегда стремится передать их своим потомкам. С давних времен для будущего создавались хроники событий, жизнеописания выдающихся личностей, научные, философские и художественные произведения.

Хранителями многих уникальных знаний, в те далекие времена, являлись жрецы, оракулы, друиды, ламы, шаманы.

Немало сведений о знаниях древних цивилизаций содержаться в рукописях. Масса знаний исчезла в пожарищах войн. За последние две тысячи лет произошло более одиннадцати тысяч войн. Трагично не только то, что гибнут люди, рушатся города - теряются знания, стирается культура и история народов.

Сегодня на уроке вы познакомитесь с тестами о разных цивилизациях и их наследии. Работать будете по группам.

1 группа

2. Шумерская модель мира

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX в. моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще, можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

В. В. Емельянов

Прочитайте текст 2. Какие черты, общие, по мнению автора, для шумерской картины мира и «осуществившейся в XX в. модели социалистического государства», отмечены в нем? Согласны ли вы с этим утверждением? В каком смысле шумерская культура охарактеризована историком как «подсознание человечества»? В чем он видит целительность шумерской культуры? Как вы понимаете предложенную автором аналогию между шумерской культурой и творчеством Шекспира: гениальная выбором духовной цели, она отвращает человечество определением средств?

2 группа

3 . Полис: три идеи для человечества

Полис завещал человечеству по крайней мере три великие политические идеи. Это прежде всего гражданская идея. Осознание себя членом гражданского коллектива, сознание своих прав и обязанностей, чувство гражданского долга, ответственности, причастность к жизни всей общины и ее достоянию, наконец, огромное значение мнения или признания сограждан, зависимость от него - все это нашло в полисе наиболее полное, наиболее яркое выражение...

Затем - идея демократии. Под этим мы понимаем возникшее в полисе - причем впервые в истории - представление о народоправстве, о его принципиальной возможности, о причастности каждого гражданина к управлению, об участии каждого в общественной жизни и деятельности... В дальнейшем представление о демократии также претерпевает определенную эволюцию. Наиболее наглядный пример - вопрос о прямом народоправстве. Само собой разумеется, что вне условий и рамок полиса, т. е. в более крупных государственных образованиях, прямое народоправство немыслимо, но ведь и в представительных системах живет и сохраняется... самый принцип народоправства...

Наконец, идея республиканизма. В полисе - опять-таки впервые в истории - был осуществлен принцип выборности всех органов управления. Но дело не только в выборности. Три основных элемента политической структуры гражданской общины сплавились для последующих поколений в единое представление, в идею республики: выборность, коллегиальность, краткосрочность магистратур. Это и есть... тот принцип, который впоследствии всегда мог быть противопоставлен - и фактически противопоставлялся - принципам единовластия, монархии, деспотизма...

С. Л. Утченко

4. Римское право

В римском праве в совершенной форме нашло отражение римское чувство социальности и государственности как определяющих форм существования человеческого общества и его историю. Римское право достигло вершин абстракции в выражении и оценке богатейшего и разнообразнейшего опыта живого общения людей, представив практически все виды отношений между ними в отточенных юридических формулах и дефинициях, правильное применение которых могло дать определенное и точное решение любой возникающей личностно-социальной коллизии.

Римское право впервые в истории представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право, как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим.

Римская система права, грандиозная и совершенная в своей внутренней согласованности и формах выражения, стала одной из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

В. И. Уколова

Прочитайте тексты 3, 4. Какие ключевые идеи завещал полис человечеству? Какую роль они играют в современном мире? Какое значение имеют для нашей страны? В чем состоит историческое значение римского права? Какую роль оно сыграло в истории человечества? Как вы понимаете утверждение автора, что именно в римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности?

3 группа

5. Власть идеи и страсть к истине

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей; отсюда такая красочность необычных бытовых деталей в биографиях греческих философов, вплоть до бочки Диогена, - это не пустая анекдотическая сторона всемирной истории философии, а доведенное до наглядного, шокирующего жеста выражение мысли о необходимости следовать не обиходу, не привычке, но истине.

Мыслители древних цивилизаций - герои легенд, подчас причудливых... но их критика обихода действием, их сверхчеловеческий авторитет - альтернатива преодоленному им авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

О ветхозаветных пророках любили рассказывать, что они расплачивались за правду жизнью: Исайя будто бы был перепилен деревянной пилой, Иеремия - побит камнями. Но тот же мотив очень часто возникает в легендах о философах Греции: Зенон Элейский на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его тирану в лицо; Анаксарх, растираемый железными пестами в ступе, крикнул палачу: «Толки, толки Анаксархову шкуру - Анаксарха тебе не истолочь!» Центральный образ греческой традиции - Сократ невозмутимо подносит к губам чашку с цикутой. Древность поставила задачу - искать истину, делающую человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

Прочитайте текст 5. О каких выдающихся духовных открытиях древности в нем говорится? В каком смысле употребляются в нем выражения: власть идеи, абсолютизация ритуала, критика обихода действием, принцип критики, идеал верности истине? Почему, по мнению авторов, именно в древности человек стал личностью, вышел из доличностного состояния?

4 группа

9. Древность: трудности понимания

Хронологические дистанции в самом деле внушительны: если до Рима времен Августа - два тысячелетия, до Афин времен Фемистокла - два с половиной, то до Вавилона времен Хаммурапи - чуть меньше четырех, до начала египетской государственности - около пяти, а до рождения древнейших городских поселений в Иерихоне и Чатал-Хююке - почти все десять...

Уж очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... У древних цивилизаций - принципиально другой уровень «инаковости» по отношению к нашей. Достаточно вспомнить такие повсеместно принятые обычаи древнего мира, как человеческие жертвоприношения... Мы слишком легко забываем, что обычаи эти были знакомы даже Элладе. Накануне Саламинской битвы Фемистокл распорядился торжественно отдать на заклание трех знатных персидских юношей в жертву Дионису Пожирающему... Заклание персидских юношей озадачивает вовсе не тем, что оно жестоко: в сравнении с одной Варфоломеевской ночью зарезать всего трех человек - капля в море. Но во время Варфоломеевской ночи гугенотов убивали за то, что они, гугеноты, - иноверцы; расправиться с человеком за его убеждения - значит все же принять к сведению его как личность, хотя и очень страшным способом. Сама идея заклания принципиально иная: просто человеку дается статус жертвы, только особенно высокого класса. Кстати, о жертвенных животных - разве при наших размышлениях о классической античной архитектуре нам легко вообразить, что во времена своего функционирования древние храмы, включая Парфенон и другие беломраморные чудеса Эллады, должны были напоминать бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горелого жира?..

Одна только психология рабства порождала на каждом шагу поразительные явления. Те самые люди, которые создали идеал свободы для последующих эпох, ибо очень остро чувствовали права гражданина, могли вовсе не чувствовать прав человеческой личности... В лучшую пору демократических Афин раба, которого ни в чем не обвиняли, а только привлекали к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке полагалось допрашивать под пыткой...

Жестокость еще не нуждается ни в обосновании средствами фанатизма, ни в прикрытии средствами лицемерия; в отношении к рабу или чужаку, к тому, кто стоит вне общины, она практикуется и принимается как нечто само собой разумеющееся. Лишь к исходу древности картина меняется, и это знаменует приход иных времен... В Риме Сенека заговорил о рабах как собратьях по человечеству...

Все это правда, но лишь одна сторона правды. Именно в лоне древних цивилизаций... впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Прочитайте текст 9. В чем трудности понимания древних цивилизаций? С какими особенностями древности и современности они связаны? В чем видят авторы принципиально иной, по сравнению с другими эпохами, уровень «инаковости» древних обществ? Подумайте, в чем состоит для современного человека смысл принципов, «открытых» древностью: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

По окончанию работы, группы делятся полученными знаниями, дополняя друг друга.

Домашнее задание: Дополните представленные в данном и предыдущих параграфах материалы известными вам сведениями об историческом наследии древних цивилизаций.

Шумерская цивилизация – самая древняя на нашей планете. Во второй половине 4-го тысячелетия она возникла, словно из ниоткуда. По обычаям, языку народ этот был чужд семитским племенам, которые заселили Северную Месопотамию чуть позднее. Расовая же принадлежность древнего шумера не определена до сих пор. История шумеров загадочна и удивительна. Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, колесо и гончарный круг. Непостижимым образом люди эти обладали знаниями, которые относительно недавно только стали известны науке. Они оставили после себя такое количество загадок и тайн, что по праву занимают едва ли не первое место среди всех удивительных событий в нашей жизни.

Истоки месопотамской культуры восходят к IV тысячелетию до н. э., когда стали возникать города. Начальные этапы месопотамской культуры были ознаменованы изобретением своеобразного письма, несколько позднее превратившегося в клинопись. Когда клинопись была окончательно забыта, вместе с нею погибла и месопотамская культура. Однако ее наиболее важные ценности были восприняты персами, арамеями, греками и другими народами и в результате сложной и еще не вполне выясненной цепи передач вошли в сокровищницу современной мировой культуры.

Письменность. Сначала шумерское письмо было пиктографическим, т. е. отдельные предметы изображались в виде рисунков. Древнейшие тексты, начертанные таким письмом, относятся приблизительно к 3200 г. до н. э. Однако пиктографией можно было отмечать лишь самые простейшие факты хозяйственной жизни. Однако таким письмом невозможно было фиксировать собственные имена или передавать абстрактные понятия (например, гром, наводнение) или человеческие эмоции (радость, горе и т. д.). Поэтому, строго говоря, пиктография еще не являлась настоящим письмом, поскольку она не передавала связной речи, а лишь фиксировала отрывочные сведения или помогала запомнить эти сведения.

Постепенно в процессе длительного и чрезвычайно сложного развития пиктография превратилась в словесно-слоговое письмо. Один из путей перехода пиктографии в письмо был обусловлен ассоциациями рисунков со словами.

письмо начало терять свой рисуночный характер. Вместо рисунка для обозначения того или иного предмета стали изображать какую-нибудь его характерную деталь (например, вместо птицы ее крыло), и то лишь схематически. Поскольку писали тростниковой палочкой на мягкой глине, рисовать на ней было неудобно. Кроме того, при письме слева направо рисунки пришлось повернуть на 90 градусов, в результате чего они потеряли всякое сходство с изображаемыми предметами и постепенно приобрели форму горизонтальных, вертикальных и угловых клиньев. Так в результате многовекового развития рисуночное письмо превратилось в клинопись. Однако ни шумеры, ни другие народы, заимствовавшие их письмо, не развили его до алфавита, т. е. звукового письма, где каждый знак передает лишь один согласный или гласный звук. Шумерское письмо содержит логограммы (иди идеограммы), которые читаются как целые слова, знаки для обозначения гласных, а также согласных вместе с гласными (но не одних согласных отдельно). В XXIV в. до н. э. появляются первые известные нам пространные тексты, написанные на шумерском языке.

Аккадский язык засвидетельствован в Южной Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до н. э, когда носители этого языка заимствовали от шумеров клинопись и стали широко пользоваться ею в своей повседневной жизни. С этого же времени начинаются интенсивные процессы взаимопроникновения шумерского и аккадского языков, в результате чего они почерпнули друг из друга много слов. Но преимущественным источником таких заимствований был шумерский язык. В последней четверти III тысячелетия до н. э. были составлены древнейшие двуязычные (шумеро-аккадские) словари.

В конце XXV в. до н. э. шумерская клинопись стала использоваться и в Эбле, древнейшем государстве на территории Сирии, где найдены библиотека и архив, состоящие из многих тысяч табличек,

Шумерская письменность была заимствована и многими другими народами (эламитами, хурритами, хеттами, позднее и урартами), которые приспособили ее к своим языкам, и постепенно к середине II тысячелетия до н. э. вся Передняя Азия стала пользоваться шумеро-аккад-ским письмом.

Особое значение для месопотамской цивилизации имели природные условия. В отличие от других очагов древних культур, в Месопотамии не было камня, не говоря о папирусе, на котором можно было бы писать. Зато там было сколько угодно глины, которая давала неограниченные возможности для письма, не требуя, по существу, никаких затрат. Вместе с тем глина была долговечным материалом. Глиняные таблички не разрушались и от пожара, а, наоборот, приобретали еще большую прочность. Поэтому основным материалом для письма в Месопотамии была глина. В I тысячелетии до н. э. вавилоняне и ассирийцы стали употреблять для письма также кожу и импортный папирус. В это же время в Месопотамии стали пользоваться и узкими длинными дощечками из дерева, покрытыми тонким слоем воска, на который наносили клинописные знаки.

Библиотеки. Одним из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек. В Уре, Ниппуре и других городах, начиная со II тысячелетия до н. э., в течение многих веков писцы собирали литературные и научные тексты, и таким образом возникали обширные частные библиотеки.

Среди всех библиотек на Древнем Востоке самой знаменитой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669- ок. 635 гг. до н. э.), заботливо и с большим умением собранная в его дворце в Ниневии. Для нее по всей Месопотамии писцы снимали копии с книг из официальных и частных коллекций или собирали сами книги.

Архивы. Древняя Месопотамия была страной архивов. Самые ранние архивы относятся еще к первой четверти III тысячелетия до н. э. В этот период помещения, в которых хранились архивы, в большинстве случаев не отличались от обычных комнат. Позднее таблички стали хранить в ящиках и корзинах, покрытых битумом, чтобы уберечь их от сырости. К корзинкам были привязаны ярлыки с указанием содержания документов и периода, к которому они относятся.

Школы. Большинство писцов получало образование в школе, хотя нередко писцовые знания передавались и в семье, от отца к сыну. Шумерская школа, как и более поздняя вавилонская, главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Школа стала центром образования и культуры. Программа обучения была до такой степени светской, что религиозное образование вообще не входило в круг школьных занятий. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

Словесность. Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, гимнов, легенд, эпических сказаний и сборников пословиц, которые когда-то составляли богатую шумерскую литературу. Самым знаменитым памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о легендарном герое Гильгамеше. В наиболее полном виде этот цикл сохранился в более поздней аккадской переработке, найденной в библиотеке Ашшурбанапа-ла.

Религия. В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система, которая позднее была в значительной мере заимствована и развита дальше вавилонянами. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль аккадцы называли его также Беломили Эа. Божества олицетворяли стихийные силы природы и часто отождествлялись с космическими телами. Каждому божеству приписывались особые функции. Энлиль, центром которого был древний священный город Ниппур, был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовались бог солнца Уту (в аккадской мифологии он носит имя Шамаш), бог луны Наннар (по-аккадски Син), считавшийся сыном Энлиля, "огиня любви и плодородия Инанна (в ва-зилонском и ассирийском пантеоне - Лштар) и бог вечно живой природы Ду-музи (вавилонский Таммуз), олицетворявший умирающую и воскресающую растительность. Бог войны, болезней и смерти Нергал отождествлялся с планетой Марс, зерховный вавилонский бог Мардук - с планетой Юпитер, Набу (сын Мардука), считавшийся богом мудрости, письма и счета,- с планетой Меркурий. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.

Вначале Мардук был одним из самых незначительных богов. Но его роль начала расти вместе с политическим возвышением Вавилона, покровителем которого он считался.

Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов.

Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы.

Научные знания. Определенных успехов народы Месопотамии достигли в научном познании мира. Особенно велики были достижения вавилонской математики, первоначально возникшей из практических потребностей измерения полей, сооружения каналов и различных зданий. Еще с древних времен вавилоняне воздвигали многоэтажные (обычно семиэтажные) башни-зиккураты. С верхних этажей зиккуратов ученые из года в год вели наблюдения за движениями небесных тел. Таким образом вавилоняне собирали и записывали эмпирические наблюдения за Солнцем, Луной, расположением различных планет и созвездий. В частности, астрономы отмечали положение Луны по отношению к планетам и постепенно установили периодичность движения небесных светил, видимых простым глазом. В процессе таких многовековых наблюдений возникла вавилонская математическая астрономия.

Сохранилось большое количество вавилонских медицинских текстов. Из них видно, что врачи Древней Месопотамии умели хорошо лечить вывих и переломы конечностей. Однако о строении человеческого организма у вавилонян были очень слабые представления и им не удалось добиться заметных успехов в лечении внутренних болезней.

Еще в III тысячелетии до н. э. жители Месопотамии знали путь в Индию, а в I тысячелетии до н. э. - также в Эфиопию и Испанию. Сохранившиеся до нашего времени карты отражают попытки вавилонян систематизировать и обобщить свои довольно обширные географические знания. В середине II тысячелетия до н. э. составлялись путеводители по Месопотамии и смежным странам, предназначенные для купцов, занимавшихся внутренней и международной торговлей. В библиотеке Ашшурбанапа-ла найдены карты, охватывающие территорию от Урарту до Египта. На некоторых картах изображены Вавилония и соседние страны. Эти карты содержат также текст с необходимыми комментариями.

Искусство. В становлении и последующем развитии искусства Древней Месопотамии решающее значение имели художественные традиции шумеров. В IV тысячелетии до н. э., т. е. еще до возникновения первых государственных образований, ведущее место в шумерском искусстве занимала расписная керамика с характерным для нее геометрическим орнаментом. С начала III тысячелетия до н. э. большую роль приобрела резьба по камню, которая вскоре привела к бурному развитию глиптики, продолжавшемуся вплоть до исчезновения клинописной культуры на рубеже I в. н. э. На цилиндрических печатях изображались мифологические, религиозные, бытовые и охотничьи сцены.

В XXIV-XXII вв. до н. э„ когда Месопотамия превратилась в единую державу, скульпторы стали создавать идеализированные портреты Саргона, основателя династии Аккада.

Внушительных успехов население Древней Месопотамии достигло в сооружении дворцовых и храмовых зданий. Они, как и дома частных лиц, строились из сырцового кирпича, но в отличие от последних воздвигались на высоких платформах. Характерным сооружением такого рода был знаменитый дворец царей Мари, построенный в начале II тысячелетия до н. э.

Развитие технологии, ремесла и товарно-денежных отношений привело в I тысячелетии до н. э. к возникновению больших городов в Месопотамии, которые были административными, ремесленными и культурными центрами страны, и к улучшению жилищных условий. Самым большим по площади городом в Месопотамии была Ниневия, построенная на берегу Тигра в основном при Синаххерибе (705- 681 гг. до н. э.) в качестве столицы Ассирии.

В Месопотамии рано началось производство стекла: первые рецепты его изготовления относятся еще к XVIII в. до н. э.

Однако железный век в этой стране наступил сравнительно поздно - в XI в. до н. э., широкое же использование железа для производства орудий труда и оружия началось лишь еще несколько столетий спустя.

Завершая характеристику культуры Древней Месопотамии, следует отметить, что достижения обитателей долины Тигра и Евфрата в архитектуре, искусстве, письменности и литературе, в сфере научных знаний во многом играли роль эталона для всего Ближнего Востока в древности.

Вопросы алкоголя, его вреда или пользы, а также о допустимом его количестве обсуждаются почти на каждом телеканале и во многих других средствах массовой информации. Ученые так и не приходят к одному единственному ответу. Одно известно точно – слишком большое количество алкоголя способно только погубить организм человека. Но некоторые считают, что его употребление в небольших количествах действует положительно.

Бросить пить или научиться пить в меру?

Состояние сильного алкогольного опьянения приводит к послаблению инстинкта самосохранения, нарушает способность адекватно воспринимать внешний мир и реагировать на то, что в нем происходит. Сильно опьяневший человек является угрозой не только для себя, но и для тех, кто находится рядом. А все это из-за потери способности контролировать свои действия.

Во многих случаях употребление большого количества алкоголя приводит к негативным последствиям. Они могут быть относительно небольшими (ссора, драка, повреждение приборов), но также и серьезными (авария, отравление, летальный исход). Уберечь себя от риска возможно, нужно только приложить усилия.

Ученые мира трубят об опасности алкоголя и призывают перестать употреблять все без исключения напитки, в которых содержится этиловый спирт. Нужно сказать, цель они поставили достаточно серьезную. Мало кто действительно сможет полностью отказаться от алкогольных напитков. Также огромным «но» являются результаты исследований, доказывающих их пользу. Если влиянием и тех и других, возникло убеждение, что пить можно, но только в меру.

Как говориться, даже самый свирепый и мощный яд может быть полезным. Снова все дело в количестве. Если говорить о вреде алкоголя нет смысла, поскольку этому учет даже детей в школе, то на полезных качествах остановиться стоит.

Это – хороший психологический стимулятор, поскольку помогает на время решить проблему комплексов, расслабляет, улучшает настроение. Из-за этого многие любят выпивать. Употребление алкогольных напитков в небольших дозах способно поддерживать в тонусе сердечно-сосудистую систему. Красное вино – одно из хороших антиоксидантов. Но исследователи обнаружили намного больше полезных качеств алкоголя.

Способы научиться пить алкоголь в меру

Исходя их вышеописанных причин, разумнее всего будет просто научиться пить алкогольные напитки в меру. Эта задача сначала ставит в тупик. Даже многие специалисты до сих пор сомневаются, что это возможно. Но ведь много зависит от настроя и затраченных сил.

Сделать употребление алкоголя менее опасным можно при соблюдении нескольких правил:

  • Планировать времяпровождение

Ни в коем случае нельзя употреблять алкоголь в одиночестве. Также не стоит этого делать и с малознакомыми людьми. Лучше не проводить «за рюмкой» время и с теми, кто всячески поощряет пьянство.

Если среди напарников есть хотя бы один, который знает свой лимит и обычно не сильно напивается, он также не позволит остальным перебрать. Он даст знать другим, когда лучше больше ничего не употреблять. Но в огромной компании лучше всем невзначай приглядывать друг за другом.

Полезно будет определить собственные приделы допустимого количества определенного вида алкоголя за какой-то промежуток времени. Для каждого организма эта грань своя. Неплохо также заранее решить, как именно лучше добираться после всего домой. Оптимальные способы – общественный транспорт и такси.

Нежелательно употреблять алкоголь, если последний прием пищи состоялся несколько часов назад. На голодный желудок алкоголь действует намного сильнее. Иногда это может вызвать рвоту. Поэтому перед походом в бар рекомендуется съесть что-то. Лучший выбор в данном случае – здоровая пища, в которой много белков и углеводов .

Нелишним будет выяснить, совместим ли алкоголь с принимаемыми лекарствами (если они имеются).

  • Контроль количества

Перед каким-нибудь застольем, да и на протяжении него, рекомендуется пить много воды, это убережет организм от обезвоживания, тем самым уменьшит риск перепить.

На скорость опьянения влияет также тип напитка. Поэтому не рекомендуется увлекаться различными коктейлями, часто из-за вкуса бывает сложно определить, насколько они крепки. Некоторые считают, что предпочтение нужно отдавать только пиву.

Стоит избегать распространенных алкогольных игр, это прямо приводит к употреблению огромных доз алкоголя.

  • Всячески избегать различных неблагоприятных ситуаций

В первую очередь нужно ознакомиться со своим временным окружением. Особенно это важно в случаях домашних вечеринок. Более близкое знакомство с владельцами дома может оказать хорошую услугу. В критических случаях их можно по-дружески попросить вызвать такси или о других мелких услугах. Если вечеринка проходит далеко от дома, желательно решить вопрос «как добираться домой?» заранее.

Если же речь идет об общественных местах, полезно сразу же запомнить расположение всех выходов. Эти знания могут сохранить жизнь, если возникнет непредвиденная ситуация.

Когда достаточно четко чувствуется опьянение, лучше сразу прекратить пить алкогольные напитки если не вообще, то хотя бы на пару часов. Иначе произойдет интоксикация организма . В случае тошноты продолжать пить ни в коем случае нельзя. Лучше найти укромное место и полежать немного на боку. Это позволит ослабить позыв к рвоте, а также исключит риск подавиться собственными рвотными массами.

Часто в компаниях и на вечеринках, если кто-то мало пьет, ему задают ставящие в неудобное положение вопросы, и чуть не насильно подливают выпивку. Избежать подобного поможет одна хитрость: немного лимонада или колы в стакане. Другие будут считать, что это алкоголь, поэтому и проблем создавать не станут.

В последнее время частыми стали случаи, когда в выпивку незаметно добавляют наркотические вещества. Поэтому лучше не спускать глаз со своего напитка. Бывает также, что люди путают свои напитки, кто-то случайно выпивает более крепкий, чем он рассчитывал. Это вроде и безобидная вещь, но в данном случае намного тяжелее угадать с дозой, чтоб не выпить слишком много.

Вывод напрашивается сам по себе: употребление алкоголя все-таки может быть приятным и одновременно не привести к отрицательным последствиям, но только если пить в меру и относиться к этому осторожно.

Об алкоголизме - отдельно и подробно, или - Можно ли научиться пить в меру?

Можно ли научиться пить в меру?

Круг людей, не умеющих контролировать количество употребляемого алкоголя, очень велик. При обращении в соответствующие лечебные заведения этим людям, как правило, ставят диагноз АЛКОГОЛИЗМ, который звучит как приговор, и предлагают кодироваться, что означает полное воздержание от приема спиртного. При этом врач пытается обрисовать употребление алкоголя в самых черных красках. Что алкоголь - это яд, что употребление алкоголя равносильно самоубийству и что алкоголь, чуть ли не вселенское зло.

Анекдот в тему-
На приеме у нарколога:
Пациент: Доктор, ну неужели выпивать так вредно, даже 50 грамм во время еды?
Врач: Почему? 50 грамм во время еды не вредно. Только не ешьте так часто!

Может быть, дело не в том, что алкоголь так вреден? Может быть, все дело в количестве употребляемого алкоголя?

Является ли алкоголь ядом?

Алкогольные напитки существуют столько, сколько существуют растения. Алкоголь образуется естественным образом и является ни чем иным как продуктом метаболизма некоторых одноклеточных грибов, питающихся растительной пищей. Для этого нужны лишь сахар или его производные, которые всегда в той или иной степени содержатся в растениях, вода, которая тоже присутствует в растениях, или может быть добавлена, и тепло. Все!

Человек лишь научился приготавливать вино таким способом, чтобы получить особо изысканный вкус. Другое дело, крепкие алкогольсодержащие напитки. Они появились сравнительно недавно. Они никогда не образуются естественным путем. Для их производства необходим специальный аппарат, который называется перегонным или, в народе, самогонным.

Отличие перегнанных напитков от вина в том, что в них не содержится никаких полезных веществ, так как они разрушаются при термической обработке, а количество алкоголя в несколько раз выше, чем в напитках, образовавшихся естественным образом.

Отсутствие полезных веществ в алкогольных напитках, полученных путем перегонки, делает их бесполезными с биологической точки зрения, а высокое содержание спирта опасными, так как эти напитки могут вызывать быстрое отравление этанолом.

Поэтому вопрос заключается не в том, является ли алкоголь ядом. Напротив, алкоголь сам по себе не является вредным для человека.

Вопрос стоит в том, сколько пить?

Одно из первых опьянений, описанных человеком, содержится в Библии.
“Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду... и покрыли наготу отца своего... Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; И сказал: проклят Ханаан, раб рабов будет он у братьев своих.” (Быт.IX: 20-25.)

Именно имя библейского персонажа Хама стало в последствии нарицательным. Обратите внимание, в библии осужден не опьяневший Ной, а не уважающий отца Хам.

Предосудительно ли быть пьяным?

Характерной особенностью алкоголя является его способность вызывать опьянение. И, надо сознаться, именно эта особенность уже миллионы лет привлекает человека и именно для этого человек употребляет напитки, содержащие алкоголь. Люди пьют уже миллионы лет, пьянеют и именно в этом находят удовольствие от приема алкогольных напитков. Но если мы пьем ради опьянения, возникает закономерный вопрос:

Зачем себя ограничивать?

Привлекательной особенностью алкоголя является то, что в процессе опьянения человек оказывается в измененном состоянии сознания (если конечно не употребляет столько алкоголя, что теряет сознание вовсе), и это измененное состояние, как правило (но не всегда!), оказывается для него более желательным, чем состояние трезвости. Если плохое настроение - можно выпить, и оно поправится. Если хорошее - можно выпить, и настроение улучшится еще более. Если случилась неприятность - можно выпить, и все проблемы забудутся. Если не вяжется беседа - после распития бутылочки на троих, беседа потечет сама собой. Если что-то болит - боль пройдет. Если нет смелости познакомиться с девушкой - застенчивость снимет как рукой. Если, наконец, просто скучно - выпей, и найдешь чем заняться. Поэтому алкоголь называют “универсальным психостимулятором”. Алкоголь корректирует настроение и снимает комплексы, расслабляет и стимулирует, позволяет то, что не позволительно в трезвом виде. Поэтому состояние опьянения предпочтительнее, чем состояние трезвости.

Так чем же опасен алкоголь?

Если алкоголь позволяет быть человеку тем, кем он хочет быть - употребление алкоголя не только допустимо, но и желательно. А так как только значительные доли алкоголя вызывают алкогольное опьянение - ограничение себя в выпитом делает прием алкоголя бессмысленным.

Состояние опьянения для человека, научившегося употреблять алкоголь в значительных дозах, оказывается предпочтительнее, чем состояние трезвости. И тогда возникает синдром непереносимости трезвости. Когда человек больше не может переносить свою трезвость, либо становится необходим вывод из запоя - можно смело говорить о том, что он страдает АЛКОГОЛИЗМОМ.

Когда у человека возникает, так называемая тяга к алкоголю - это означает лишь то, что он не может больше испытывать страдания от своей трезвости, потому что трезвость некомфортна (хотя сам он думает, что просто хочет выпить).

В чем же опасность алкоголя?

То комфортное состояние измененного сознания, за которое мы любим опьянение, само по себе ни чем не опасно для человека. Опасность заключается лишь в двух вещах:
Первое - мы привыкаем к тому, что нам приятно.
Второе - приятное состояние нам доставляет химическое вещество, и мы привыкаем к этому веществу, МЫ СТАНОВИМСЯ ЗАВИСИМЫМИ ОТ ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА. Нашей необходимостью становиться воспроизводить и воспроизводить это состояние, а для этого принимать и принимать это химическое вещество. А другое наше состояние, трезвое, становиться для нас некомфортным, нежелательным, тягостным. И со временем мы становимся не в состоянии оставаться трезвыми. Кто же отказывается от хорошего?!

Но химическое вещество, безобидное для организма в малых дозах - при длительном употреблении начинает разрушать наш организм, и, прежде всего, мозг.

Может лучше не пить вовсе?

Пить или не пить - вот в чем вопрос! Это мучительный вопрос, который решает для себя человек, обратившийся за помощью к наркологу. Наркологи, как правило, рекомендуют полное воздержание от употребления спиртного.

Здесь возможны две причины:
Первая - потому что человек, злоупотреблявший алкоголем, НИКОГДА не сможет научиться пить в меру.
Вторая - потому что нарколог, рекомендующий полное воздержание от алкоголя, не умеет научить его пить в меру.

Согласны? Ведь “решение” нарколога - не окончательный приговор, а лишь мнение специалиста, который может обладать определенными навыками и умениями, а может и нет.

Но все же:
Кто должен принимать “решение”?

Я специально взял слово “решение” в кавычки. Мы привыкли, что если мы заболеем - то идем к врачу, который за нас решаете, что нам делать. Мы привыкли к этому и этого же ждем от врача–нарколога. И врач–нарколог привык к этому и ведет себя так, как мы этого ожидаем. Мы соглашаемся, что алкоголизм - это болезнь, и ждем от нее лекарства.

А вы в самом деле хотите бросить пить?

Сказал я сам себе: “Я больше пить не буду.
Кровь виноградных лоз я больше лить не буду”.
“Ты впрямь решил не пить?” - спросил меня рассудок.
- “Так как же мне не пить? - Тогда я жить не буду”.
Омар Хайям. Рубаи

Вы пьете с 16 лет, Вас никто не заставляет пить, Вы же не станете утверждать, что Вам все эти годы не нравилось пить? Вы пришли к наркологу. Нарколог - врач. Врач - это такой специалист, который лечит болезни. Болезнь - это такое состояние, которое доставляет страдания. Но вы страдаете не от алкоголя, вас мучает только похмелья, которые вы умете лечить сами известным всем способом. Спрашивается: Зачем Вам нарколог?
Так Вы хотите бросить пить или Вас принуждают к этому обстоятельства?

Мы хотим бросить пить или нас принуждают обстоятельства?

На самом деле у Вас всегда есть два варианта: бросить пить или бросить жену, бросить пить или бросить работу.

Когда Вас стыдят и угрожают за прием алкоголя, то доставляют Вам страдания. А алкоголь освобождает Вас от этих страданий. Страдание - это признак болезни. Значит, Ваша болезнь состоит не в употреблении алкоголя, а в Ваших отношениях с окружающей действительностью, которая Вам, вообще-то, не очень симпатична. А алкоголь помогает Вам претерпевать страдания.

Так Вам разве алкоголь мешает жить?

Алкоголь является универсальным психостимулятором. Он корректирует настроение и снимает комплексы, расслабляет и стимулирует, позволяет то, что не позволительно в трезвом виде. Поэтому состояние опьянения предпочтительнее, чем состояние трезвости. Без алкоголя вы остаетесь без поддержки, без помощи, один на один. Вы угнетены, Вы раздражены, Вы измучены, Вы устали, Вам надо отдохнуть.

Получается, что Вы идете к наркологу с единственной целью - чтобы он сделал Вам еще хуже.

Зачем Вы пришли к наркологу?

Большинство людей, обращающихся к наркологу, тайно в душе лелеют одну единственную надежду: “Может быть, я теперь смогу пить умеренно?” Но разговор с наркологом, как правило, строится по одной схеме:

Врач сначала выслушивает пациента (как правило, недолго, т.к. все говорят почти одно и то же).
А потом заявляет с важным видом (т.к. все, как правило, говорят одно и тоже - нарколог тоже всем говорит одно и тоже):
- Все! Отпил ты свое! У тебя хронический алкоголизм второй стадии. Надо лечиться!!! А то в гроб сыграешь! Надо кодироваться!
Или что-то в этом роде.

(А какой дурак откажется так сразу от того, что может только и есть хорошее в жизни. Ни, тебе, с друзьями посидеть, ни после работы расслабиться, ни на шашлыки съездить! Ладно, еще, только от водки отказаться, а то, ведь, даже пива глоток в жаркий день не сделаешь. И на целый год, ну на полгода, как минимум!)
Если пациент не соглашается кодироваться, нарколог говорит дальше приблизительно следующее:
- Ну, хорошо. Раз ты не хочешь кодироваться - пропишу тебе такие-то и такие-то препараты. Будешь принимать их так-то и так-то.

Потом нарколог долго что-то пишет с важным видом. Напряжение нарастает. Тут он, наконец, отрывается от своих записей и с торжественным видом заявляет:
- Тяга к алкоголю пройдет. Но необходимо полное воздержание от алкоголя! Абсолютно полное воздержание! Даже от пива… Ни капли! Ни-ни!!!
Все, Вы получили заветное лекарство от алкоголизма! Правда, озадачены тем, что теперь придется отказываться от того, что радовало Вас всю сознательную жизнь. Настолько озадачены, что даже не замечаете противоречия:

Зачем доктор настаивал на полном воздержании, если тяга сама собой пройдет от таблеток? Зачем доктор настоятельно требовал, чтобы Вы воздерживались от алкоголя?
Воздержание от алкоголя необходимо для самого лечения?

Да! Практически все препараты, используемые для так называемого лечения алкоголизма, АБСОЛЮТНО НЕСОВМЕСТИМЫ С АЛКОГОЛЕМ! Возможен даже летальный исход (правда, редко). Это Вам доктор должен был обязательно сказать (или Вы об этом узнали, попробовав выпить).

Пока Вы пьете препараты, назначенные наркологом, пить спиртное - себе же во вред (и никакого удовольствия). Вы это знаете - и, естественно, не пьете. Вы не пьете, потому что боитесь, сознательно или бессознательно. Но, так как Вам сказали, что тяга пройдет - Вы думаете, что Вы не пьете, потому что прошла “тяга”.
Так длится долго… Примерно месяц.

Так как Вас обманули, сказав, что эти таблетки “снимают” тягу - алкоголь застал Вас врасплох. Вы сами не заметили, как однажды напились. А потом…

Если Вам предстоит отправиться в лес, зимой и ночью, где полно голодных волков, а Вам скажут, что волков там нет, что с Вами случится? А ведь можно было бы взять с собой ружье. А лучше было бы вообще не ходить! Но что с вами сделают волки, когда набросятся на Вас, сзади, когда Вы этого совершенно не ожидаете?

Разве нет лекарства от “тяги” к алкоголю?

Сегодня не существует ни одного препарата, специфически действующего на влечение к алкоголю. (Специфически - это значит именно на “влечение”, а не на общий психический статус. Психический статус - это Ваше состояние. Если лекарство косвенно купирует, снимает влечение - это означает, что вы не хотите выпить, например, из-за того, что у Вас такая сонливость, что Вы спите по 20 часов в сутки, и у Вас просто нет на это времени.) Все препараты, которые, как считается, снимают влечение к алкоголю, имеют широкий спектр воздействия, и купирование влечения к алкоголю происходит вместе с купированием многих других влечений, потребностей и желаний человека (если вообще купирование влечения к алкоголю происходит). Именно поэтому, люди, принимающие эти препараты, достаточно быстро от них отказываются, т.к. эти препараты создают некомфортное состояние или мешают заниматься привычной деятельностью, например, работать (я уже не говорю о вождении автомобиля). Или же происходит привыкание к препарату, и человек просто никак не чувствует его действие.

Такое разочарование постигает почти каждого, и (вот парадокс!) вызывает чувство вины перед наркологом… “Он гарантировал, а я… Напился! Я нарушил режим лечения! У меня нет силы воли!” - корим мы себя.

Нам стыдно. И мы больше не появляемся у нарколога. А если, все же, приходим с повинной, то сознаемся, что, на самом деле, хотим выпить, и у нас есть эта самая “тяга”. А он нас ругает, говорит, что мы сами во всем виноваты. Это потому, говорит он, у нас “тяга”, что мы нарушили режим лечения (а не потому, как казалось бы логичнее, мы нарушили режим лечения именно от того, что у нас не прошла “тяга”). А еще он говорит, что у нас нет силы воли, ответственности, чувства долга и т.д.

Мы в смятении! Нам стыдно! Мы виноваты перед доктором, он так старался!

“Наверное, я неизлечим…” - ужасная мысль приходит любому из нас после такого - “Я неизлечим… Я неизлечим!”

“А раз я неизлечим - нечего и лечиться! Можно пойти выпить!!!”

В психоанализе есть такое понятие как амбивалентность - противонаправленность. Это когда две противоположные тенденции сосуществуют одновременно.

С одной стороны, мы хотим бросить пить. Мы понимаем необходимость и даже неотвратимость этого. Каждый раз, просыпаясь утром с “квадратной” головой от “несвежей” водки, мы говорим себе: “Так пить нельзя!” И даже иногда зарекаемся.

Это одна направленность, сознательная, как говорят: “Мы это понимаем головой”.

Но с другой стороны… Все снова повторяется!

Почему все возвращается на круги своя?

Никогда не говори “никогда”
Козьма Прутков

Мы понимаем, что то количество алкоголя, которое мы потребляем - НЕДОПУСТИМО! Мы пониманием, что от этого страдает наша карьера, семейные отношения, наше здоровье, в конце концов!

Мы зарекаемся…

Но все возвращается на круги своя!

Мы понимаем это, как говорится, умом. Но ничего не можем с собой поделать...

Почему мы не можем ничего с этим поделать?

Мы знаем. Нам об этом все талдычат. Да мы и сами знаем! Зачем наступать на БОЛЬНУЮ МОЗОЛЬ!

Не надо нам об этом твердить каждый раз! Да, мы знаем, у нас НЕТ СИЛЫ ВОЛИ!

Ведь в этом все дело! Все дело в “силе воли”? Не правда ли?

Как некоторые люди умудряются пить в меру?

Да потому, что у них “сила воли” есть! (Это другие говорят нам) Но почему у нас этой самой “силы воли” нет? Куда она у нас делась? Может, ее и не было никогда? Что нам теперь с этим делать? Спиваться?!

“Ты же так совсем сопьешься!” - говорят нам. Мы это сами понимаем (головой), но ничего не можем с собой поделать. Ни пить в меру не получается, ни отказаться вовсе (да и жалко отказываться-то).

Так у кого нам “силу воли” занять?!!!

Loading...Loading...